Фантазия. Человек впадает в летаргический сон в начале 90-х и просыпается спустя 10 лет. Выходит на площадь 50-летия Октября┘ Ему остается только посочувствовать. Еще вчера он был здесь на митинге, звонил в колокола демократии, а теперь в шоке обнаруживает фонтанирующих зверей работы грузинского ваятеля. За левым плечом - сгоревший Манеж. Впереди - развалины гостиницы "Москва". И люди!.. Едва ли этот несчастный поймет, о чем толкуют снующие туда-сюда горожане: "креатив, гламур, ипотека"┘ Как будто минуло два века!
Английское слово "creative" уже давно и прочно стало русским. Буквально креатив - это создание, сотворение чего-либо нового. Иначе - творчество, правильно? По форме, казалось бы, верно, а по сути - издевательство над доверчивостью носителя языка. Креатив, будучи "однокоренным" творчеству, означает явно нечто иное. Если бы этого слова не было, его следовало придумать. Ведь на самом деле "креатив" - профессионализм - словечко, первоначально бывшее в употреблении у рекламщиков, пиарщиков и им подобных и лишь потом ставшее достоянием масс┘
Тем не менее вопрос о единстве и противоположности креатива и творчества - открытый. В интернете можно обнаружить несколько форумов, посвященных этой теме. Их участники, соревнуясь друг с другом в остроумии, придумывают все новые и новые формулировки. Одни думают, что все дело тут в продолжительности процесса: если автор создал нечто новое быстро (типа инсайт, озарение), то он - креативщик. А если от замысла до воплощения прошли годы - перед нами творческая личность. Другие же полагают, что практика - критерий истины: если ты со своим творчеством востребован - ты креативен. Третьи вообще уверены, что "креатив" - слово вредное, впрочем, как и любое иное заимствование.
Как известно из школьной программы, на рубеже XVIII и XIX веков русская интеллигенция увлеклась полемикой относительно использования в литературе и в быту французского языка. Орда западников, воодушевленная теорией "нового слога" Н.М. Карамзина, ратовала за решительное употребление "галлицизмов". Ей противостояла эскадра славянофилов под командованием адмирала и филолога А.С. Шишкова, который за русский язык готов был просто убить. В дождливую погоду Александр Семенович пренебрегал новомодными европейскими калошами и отправлялся на борьбу с Западом в надежных родных "мокроступах". В свободное же от борьбы время он смеялся над игроками на бильярде, предпочитая русский "шарокат". Изящные трели "тихогрома" были милее его патриотическому уху, нежели сомнительные гаммы инородного фортепиано┘
Идеи адмирала Шишкова, к счастью, не прижились. Сделать русский язык великим и могучим по разнарядке сверху не удалось. Он стал таковым во многом благодаря писателям-разночинцам, которые вовремя повернулись лицом к своему народу┘
А может┘ пускай себе развивается, подобно дикому дереву?
И будут мирно сосуществовать Творчество и Креатив. И будут они иногда одним и тем же, а иногда враждебны друг другу. И не все ли равно?
Нет! Не должно нам быть безразлично! Язык определяет Сознание! Сегодня от волевого вмешательства в процесс формирования родной речи зависит многое! Судьба грядущих поколений зависит!
Ведь что такое все-таки креатив? Это просто творчество на заказ. За деньги. Заговорив на американском английском, мы начинаем и думать, как наши антиподы. Не искусство ради искусства, не искусство во имя идеи, но искусство ради наживы.
Художник - не обязательно церковная мышь. Но творчеством заниматься надо. Писать надо. По-русски писать, понимаешь?