От нечего делать прочла "Код да Винчи". Нечеловеческая книга. Первые десять страниц произвели на меня впечатление столь сильное, что глаза у меня полезли из орбит, а волосы на всем теле встали дыбом...
Мистер Браун
У Дэна Брауна все против логики и здравого смысла - бедный профессор живет в "Ритце", хотя жалеет о пропавших 70 долларах, полиция убегает с места преступления, бросив без охраны картины и голое мертвое тело со всеми уликами, специалистка по криптографии не может разгадать примитивную анаграмму, топология Парижа такова, что начинаешь тихо сходить с ума. Что-то вроде "вышел на балкон в Южном Бутове полюбоваться на Кремль и ВДНХ". Партнерша Амона почему-то Изида, а не Мут, ну а уж путаницу с Давидом и Соломоном заметили все.
Очевидно, что роман написан под экранизацию с заготовленным продакт-плейсментом. Читатель тоже определен - это средний полуидиот. Стратегия - герои тупее читателя. Это как в телевикторинах, которые делятся на две группы - участники тупее зрителя ("Поле чудес", "Угадай мелодию") и участники умнее зрителя ("Своя игра", "Что? Где? Когда?"). Читатель у Брауна разгадывает все ходы раньше героев, а герои подбадривают его криками "гениально, как я раньше не догадался".
Полуидиот заведомо американец. Он знает: 1) город в Европе - Париж; 2) самый известный художник - да Винчи; 4) самая известная книга - Библия; 6) самый известный человек - Иисус. На этом познания американского полуидиота заканчиваются, поэтому Браун снабжает его подсказками - "Елисейские поля - это как Пятая Авеню", "Тюильри - это как Сентрал-парк". А круассан - это свернутый в трубочку гамбургер без котлеты и кетчупа.
Ну хорошо, полуидиот не заметит всех фактических и логических ошибок, но что делать с полуобразованным читателем, который натыкается на них на каждом шагу? Зачем Браун расставил исторические и географические ориентиры, которые каждую минуту должны напоминать читателю, что все это чепуха несусветная?..
Тут-то я поняла, что роман конспирологический и Браун зашифровал в нем первое скрытое послание: "Дураки вы все". С этого момента читать стало интересно - во всем этом бреду я стала искать разгадку кода Дэна Брауна. И обнаружила, что в 1995 году Дэн Браун совместно с женой опубликовал книгу "187 мужчин, от которых следует держаться подальше: путеводитель для романтически фрустрированных женщин". Вот он, ключ к разгадке! Книгу написала жена Дэна Брауна, которой до чертиков надоел ее неудачник-муж!
Миссис Браун
Однажды за завтраком миссис Браун сказала мистеру Брауну:
- Слушай, я сейчас читаю такую интересную книжку "Holy Blood, Holy Graal" (в русском переводе "Священная загадка". - А.Ч.), довольно старинную, она вышла еще в 80-х.
- Угу, - сказал мистер Браун, не отрываясь от газеты.
- Представляешь, один француз по фамилии Саньер нашел как-то древние свитки, содержащие очень важную тайну, которую никто не мог разгадать.
- Хм, - ответил мистер Браун и надкусил бутерброд.
- Ты слушаешь меня? Так вот, оказалось, что в деле замешаны тайные общества, тамплиеры, катары и еще эти, как их там, боже, эти европейские названия, ризеншнауцеры, тьфу, то есть розенкрейцеры.
- Передай мне молоко, - сказал мистер Браун.
- И в этих тайных обществах состояли всякие известные люди, все европейцы, Леонардо да Винчи, например.
- Да-да, - пробубнил мистер Браун.
- И эти парни, ну, которые написали эту книгу, все раскопали - Иисус, оказывается, был женат! Представляешь? И у него были дети, от которых пошли всякие европейские короли, и их потомки до сих пор живы. А святой Грааль - это в самом деле Sang Real - царская кровь. А церковь все это от нас, женщин, скрывала. Все вы, мужики, таковы, на все пойдете, лишь бы не жениться!
- Дорогая, но я все-таки женился на тебе.
- Это потому что ты атеист. Но есть тайное общество, Приорат Сиона, Prieure du Sion, или Сионская Община, которое знает правду и непременно ее откроет.
- Полагаешь? - Мистер Браун перевернул страницу.
- Послушай, вот бы написать про это книжку! Это был бы бестселлер, и миллионы женщин наконец-то узнают истину!
- Дорогая, у меня встреча с издателем, напиши сама, только отвези перед этим машину в автосервис, мне кажется, в ней что-то стучит. И купи еще молока, у нас кончилось.
Миссис Браун села в кабинете мужа. Ну что ж, она напишет сама, раз ему некогда. Но она не умела придумывать детективные истории - только писать колонки про отношения мужчин и женщин. Тогда она сняла с полки книгу своего мужа "Ангелы и демоны". "Какую бы придумать завязку? А что думать! Возьмем ее прямо из его романа, ведь не подаст же он на меня в суд! Итак, заменим лабораторию на музей". Тут миссис Браун порылась в путеводителе по Парижу. "Как его там┘ а, Лувр". Пусть убитый будет не отцом, а дедушкой этой француженки. Что там дальше? Тайный знак. Тайный знак на груди он нарисовал себе сам. Теперь шифр... Их полно в воскресном выпуске газеты на последней странице, всякие загадки и ребусы, которые я никогда не могла понять. К счастью, там публикуют решения.
Работа пошла. Правда, как всякая женщина, миссис Браун совершенно не умела ориентироваться по карте. Она совсем запуталась в этих планах Лувра и Парижа. Но так ли это важно, куда они там повернули? Главное, что все мужики сволочи, они придумали себе бога, который позволяет им не жениться, потому что, видите ли, Иисус не был женат, а из двух женщин в его жизни одна была старой девой, а вторая проституткой. Ну ничего, я раскрою всем глаза. Когда рукопись была закончена, миссис Браун задумалась. "Мне не поверят, как не верили и раньше, такое должно быть написано мужчиной, от мужчины они не смогут отмахнуться". Миссис Браун вздохнула и напечатала: "Автор - Дэн Браун". Уговорить мужа показать роман издателям было пустячным делом.
* * *
По примеру миссис Браун я тоже прочла "Священную загадку". То, что именно она составила историческую завязку "Кода да Винчи", сомнений не оставляет. По сути "Загадка┘" - отличная мистификация, куда более сложная и изящная по структуре, чем поделка Браунов. Она мне напомнила "Рукопись, найденную в Сарагосе", где переплетается множество историй и тьма персонажей, которые все едут и едут куда-то, но так и не сдвигаются с одного места. В конце концов выясняется, что все эти цыгане, маги, ученые красавицы и мавританские принцессы морочат главному герою голову своими сказками ради одной цели - тайны, в которую он должен быть посвящен. Так Байджент и компания плетут множество сюжетных линий и цитируют множество источников, как подлинных, так и мнимых, чтобы привести к уже известной развязке. Книга напоминает кельтский орнамент, каждая ветвь теряется среди других, чтобы появиться снова через 5 глав. Для того, чтобы связать невозможное, Байджент и Ко пользуются одним простейшим приемом, вроде манипуляций карточного фокусника - "если предположить, что этот документ все-таки не подделка, то совершенно очевидно, что...".
То есть проверить невозможно, а следовательно, доказательство бесспорно. Впрочем, ошибок в тексте и так хватает. Тем не менее читать это чрезвычайно интересно, если относиться к тексту как к исключительно художественному.
Вот и вся история.