0
872
Газета Внеклассное чтение Интернет-версия

08.09.2005 00:00:00

Одно большое "НЕТ"

Тэги: Альтернативная культура, Энциклопедия


Альтернативная культура: Энциклопедия / Сост. Дмитрий Десятерик - Екатеринбург: Ультра. Культура, 2005, 240 с.

С энциклопедией у этого издания есть важная общая черта: все тексты расположены по алфавиту. Уже немало: алфавит - вещь бесспорная, верный способ распределить материал в отчетливом порядке. Это особенно ценно в случае, когда с иными связями между элементами возникают проблемы.

Перед нами как раз тот случай. Материал охвачен предельно разнородный: от интернета до бандитских бригад, от антиглобализма до садомазохизма. Объединяется все это многообразие одним: противостоянием "общепринятому", оно же "мейнстрим", оно же буржуазная культура, оно же репрессивный по определению социум. Все описанное в энциклопедии призвано сливаться в одно большое "НЕТ" окаянному "мэйнстриму". На этом общие черты кончаются, и поиском их никто особенно не озабочен.

Энциклопедия, по сути, авторская - Д.Десятерик не только составил ее, но почти всю и написал: из 144 статей 104 принадлежат ему. Таким образом, она отражает не столько явление как таковое, сколько личный взгляд на него авторов и составителя - что тоже, как подумаешь, немало, особенно если учесть, что работа проделана изрядная и в отечественной истории уж точно впервые.

Нет смысла упрекать энциклопедию в неполноте и задаваться вопросами, почему в ней не представлены, скажем, во всем их разнообразии отношения альтернативных культур с безумием - наркотикам, например, повезло несравненно больше; почему нет отдельной статьи об авангарде, тогда как антиглобализму - под двумя разными его именами, "антиглобализм" и "альтермондиализм" - досталось целых две; почему не сказано ничего внятного не только о постмодернизме - автор ограничился набором цитат из разных источников, сославшись на то, что-де это типично постмодернистский ход, - но даже о самой "альтернативе", где и вовсе дело свелось к темпераментным декларациям типа "этот измененный мир - царство талантливейших и бескомпромиссных" и "наша реальность - тень альтернативы".

Было бы неблагодарным занудством ворчать, а с чего это автор взамен того, чтобы анализировать представляемое явление (тот же Д.Десятерик, пишучи о "социальных центрах" в Италии или о травке под названием марихуана), делится с читателем личным опытом и чувствами; или чего вдруг в "альтернативу" угодили младоконсерваторы - явление, кажется, вполне себе мейнстримное┘

Было бы педантизмом возмущаться, что при статьях нет ну хоть маленьких списков литературы (все-таки на эти темы кое-что в мире написано).

Было бы совсем уж мелочной придирчивостью уличать авторов в неточностях и напоминать им, что Афанасьева, собирателя "заветных" сказок, звали Александром, а режиссера Балабанова - Алексеем, что эфиопы изъясняются на языке амхара, а вовсе не на "ахмарском", как упорно повторяет создатель статьи о растаманах.

Было бы наивным изумляться отсылкам к статьям, в энциклопедии отсутствующим (к несуществующей статье "Белый" читателю предлагается обратиться аж дважды) - это, должно быть, такой альтернативный прием, чтобы сбить с толку носителей косных мейнстримных представлений.

Все это в конечном счете неважно. Важно, что "альтернативность" здесь представлена как переживание, очень симптоматичное для постхристианских культур. А что не проанализирована толком, так, может быть, время не пришло?

Многообразный опыт "альтернативности", в изобилии приобретенный за последнее столетие культурами "западного" типа, еще не переварен. Но у него уже есть по крайней мере один несомненный результат. Это - неотъемлемое от самой сути этих культур, если не сказать навязчивое, чувство, что свобода (о ценности которой западный человек догадался задолго до всяких "альтернатив") - продукт скоропортящийся; что формы, в которых она хранится, нуждаются в постоянном обновлении. Чуть замешкался - все, пропало дело, ты уже в ловушке "мейнстрима" и можешь распрощаться с подлинностью, аутентичностью, честностью собственного отношения к жизни, где-то даже и с собственным достоинством и ценностью собственной личности.

Граница между "мейнстримом" и "альтернативой" не просто по определению подвижна и размыта, это бы еще полбеды. Гораздо важнее то, что само их противостояние и различие - продукт глубоко искусственный, исторически крайне поздний и связанный не столько с природой вещей, сколько с отношением западной (и российской тоже) культуры Нового времени к самой себе. Этот своеобразный ее "невроз преодоления" - другое дело, что чрезвычайно продуктивный - важная, хоть и не единственная составляющая цены, которую наша культура платит за "прогресс": за динамизм, за постоянное перерастание самой себя, за необходимость отталкиваться и отказываться от прежних достижений во имя новых, предположительно еще более грандиозных. Культуре этого типа никогда не достаточно самой себя, она вечно самой собой недовольна. В ХХ веке это стало особенно явно. И неспроста само существование "альтернативы", вообще проблематизация "общепринятого" в масштабах, неизвестных иным культурам и временам - отличительная черта последнего столетия.

Наша культура только тем и жива, что во имя роста, расширения и развития постоянно подрывает собственные корни. Не потому ли она жизненно заинтересована в других корнях, жадно заимствуемых извне? А формы, объединяемые под названием "альтернативных", нужны, чтобы эти чужие корни осваивать. С этой целью обращаются к чернокожим, латиноамериканцам и обитателям негритянских районов американских мегаполисов, к индейцам Мексики и жителям Ямайки, к кришнаитам и буддистам, к хакерам и гомосексуалистам... "Мейнстриму" необходим такой оплодотворяющий протест против него, он сам его стимулирует, провоцирует и финансирует. Все добытое на окраинах евроамериканского мира прилежно доставляется в центр родной культуры, насыщается ее смыслами, адаптируется, а там и банализуется. Приходится изобретать новые формы бунта и протеста┘ и так, по всей видимости, до бесконечности.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Михаил Сергеев

Внезапное тарифное отступление США объясняют опасными тенденциями на рынке американского госдолга

0
519
Машиностроение оказалось на максимуме за последние 10 лет

Машиностроение оказалось на максимуме за последние 10 лет

Ольга Соловьева

87% промпредприятий считают невозможным полный отказ от импорта комплектующих

0
446
Вместо комфортных нефтяных цен – кризисные сценарии для экспортеров

Вместо комфортных нефтяных цен – кризисные сценарии для экспортеров

Анастасия Башкатова

Иностранные инвесторы в Казахстане пошатнули соглашение ОПЕК+

0
537
Россия в марте 2025 г сократила выпуск готового проката на 4,8% по сравнению с мартом 2024 г

Россия в марте 2025 г сократила выпуск готового проката на 4,8% по сравнению с мартом 2024 г

0
291

Другие новости