Существует два написания этого слова: собственно, "андерграунд" и - "АНДЕГРАУНД".
Вроде бы ерунда. Разница в одной букве. На самом же деле - ничего общего. Как между культурой и контркультурой, обочиной и мейнстримом.
Раньше, когда существовал андерграунд, так и говорили - "андерграунд". Подполье, подземелье. Метро, как шутили в 80-х. То, чего снаружи не видно.
Но времена, как пел Боб Дилан, меняются. И вместо андерграунда у нас теперь андеграунд. Или контркультура, как любят иногда говорить. То есть сплошная антисоветчина, сплошная борьба "против".
Различие очевидно. Одно дело - быть "за" или "против", совсем другое - "над" или "под".
Все, разумеется, хотят быть "над" постылой реальностью, все парят, все с крыльями.
Честные же люди делают другой выбор. "Под". Тот самый андерграунд, о котором и речь.
"Записки из подполья", если помните, писал известный в прошлом борец с режимом, а впоследствии автор андерграунда Достоевский.
Он и много чего другого, конечно, писал. Так уж у него получалось. Из одного персонажа (другого, впрочем, романа) - капитана Лебядкина - получился целый пласт русской поэзии: обэриуты. Во всем у него так. Ему кажется - эпизод, а выходит - главная роль. Из-под земли, откуда ни возьмись, а не с небес и из каких-то там высших сфер.
Не дано ведь предугадать и так далее.
Вообще же подземелье, подполье, андерграунд - штука честная. Считавший, что уходит вниз, "под", зачастую оказывается как раз "над". Но это уже дело потомков.
Утверждать же, что он не в подполье, а в надмирье может только... ну, скажем так, недалекий человек. Или очень-очень наивный.
Хотя, пожалуй, лучше недалекие люди, нежели оголтелые противники и борцы. Все несчастья наши (не страны, а людей, тех, кого ловят всякие там рыбаки и Учителя) из-за упертости. Расселись по окопам и стучим ноутбуками.
Живем, как тараканы в банке, накрытые каким-то Главным Обэриутом. Ему смешно, а мы не видим даже того, что творится в соседней банке. Но ведь есть еще и стол, и пол, и, говорят, даже окно и щели. Врут, поди.
Культуру между тем все чаще подменяет собой массовая культура. А контркультуру - массовая контркультура.
Андерграунду, пока не стал андеграундом, подобное не грозит. Пока не стал... То есть уже грозит.
В России сколько бед? Правильно: две. Дураки и дороги. Мейнстрим и есть дорога, основная дорога. Так что - применительно к нашему разговору - в России действительно две беды: мейнстрим и дураки, которые его читают.
А мы... Что ж, нам и по обочинам хорошо. Как писал давно забытый поэт и "божий человек" Леонид Сидоров, - мир и тихая канавушка. То самое, то, что надо. Мир, канавушка, сплошные обочины и никакого мейнстрима.
А когда я слышу слово "контркультура"...