Тишину украинской ночи ты прорезаешь под стук колес по удивительно знакомой подмосковной природе. Едешь сквозь самые западные области Украины и ловишь себя на мысли, что природа - вот, пожалуй, то единственное, что по-настоящему роднит эти края с бывшей метрополией.
По-европейски мелкобуржуазный уклад, с которым так бессмысленно боролась советская власть, врос корнями в эту землю, не знавшую "прелестей" коллективизации и раскулачивания. И в своем добром бюргерском (но не обывательском) быте люди находили покой и отраду среди постоянно меняющегося мира. Только здесь, общаясь с потомками репрессированных вместе с Бандерой и встречая при этом теплое человеческое к себе отношение, не имеющее национальных границ, но основанное на общей культуре, начинаешь нормально относиться к тому, что на украинском 10-гривеннике изображен Мазепа. Борьба с империей во всех ее формах, будь то Польша, Литовское княжество, Австро-Венгрия или Советский Союз, являлась всего лишь проявлением элементарного желания спокойной и самостоятельной жизни не на границе сверхдержав, а в маленьком восточноевропейском государстве.
Религиозная составляющая наряду с идеологией простого счастья всегда служила культурным щитом западной Украины. По количеству различных церквей на душу населения, я думаю, Украина может смело претендовать на одно из первых мест по крайней мере в Европе. Ассимилируя любую пришлую религию под свои нужды, украинцы стали авторами новых церквей┘
Когда включаешь любое западно-украинское радио и в динамике раздается по-родному писклявый голос российской попсы, а на улице тебя с полуслова понимают по-русски, начинаешь задумываться о недооцененной силе русской культурной экспансии, которая за 45 лет настолько прижилась в головах у людей, что, даже внутренне борясь с этим, они не могут обойтись без имперской мовы.
Очень интересная область - Закарпатье. Наименее "осоветченный" регион (в составе СССР с 1945 по 1990 гг.), одним из первых убежавший от бывшей метрополии, при этом опоздавший в новую Европу и оттого инстинктивно, но не знающий как, желающий попасть туда. Только за последний век успевший побывать аж в 5 государствах - Австро-Венгерской империи, досоветской Чехословакии, Венгрии, Советском Союзе и современной Украине. При этом, по словам местной политически активной молодежи, жилось народу лучше всего с 1918 по 1938 год в чехословацком владении. Вот и говори потом про "злонамеренные антирусские козни западенцев", в то время как людям-то хотелось покоя в маленьком европейском государстве. А чтобы отличаться от других украинцев, здесь даже народность новую придумали - русины. Такой двойной вариант культурной инверсии, основанный на декларируемом неприятии вначале русских в качестве носителей имперской идеи, затем украинцев, в первую очередь восточных, в результате которого круг семантически замкнулся.
Призыв отпустить западную Украину становится более актуальным в контексте призывов к самим свободолюбцам отпустить себя из мира грез и фантазий.
Сегодня Закарпатье живет жизнью восточных областей Румынии. Так же занимаются сельским хозяйством, возят туристов на малоизвестные и оттого дешевые, но безумно красивые курорты. Еще надеются на Ющенко как на своего ставленника. Недаром теперь, толкая застрявший в типично русской грязи грузовик, как правильно отметил в своем эссе Сергей Шаргунов, люди вместо "Раз-два-три" кричат "Ю-щен-ко!" и на десятый раз, вытаскивая этот грузовик благодаря смекалке извазюкавшегося как поросенок водителя, мысленно веселятся "тому що Ющенко помог".
Так же и в жизни: в вечной надежде на власть люди научились делать все сами, главное - им в этом не мешать.