Педро Альмодовар. Патти Дифуса и другие истории. - СП-б.: New Azbuka, 2005, 269 с.
Педро Альмодовар любит компрометировать сам себя. Начиная от "Все о моей матери" и заканчивая "Дурным воспитанием", режиссер говорил всегда об одном - о скверных своих пристрастиях вкупе с искаженным восприятием реальности. Педро Альмодовар любит женщин, а еще больше распущенных. Оно и понятно, только распущенные могут представлять для мужчины, к тому же испанца, хоть какой-то интерес. Патти Дифуса как раз такая, и, ура-ура, наконец, она добралась до России. По большому счету это даже не книга, а отрывочные записки, которые Альмодовар в восьмидесятых годах печатал в мадридском журнала "Ла Луна". Патти - порноактриса, которая мало того, что трахается с кем попало, еще и пожирает наркотики и никогда не спит. Сам Альмодовар называет ее "любимой своей героиней" - так и ждешь, что книгу он закончит словами: "Патти - это я". А ведь это и впрямь он. Ну, или не полностью он, а некий его виртуал-компромат.
Читается легко, а отдельные главы прямо-таки будоражат. "Реальность подражает порнографии" или совсем целомудренно: "В этой главе я не трахаюсь". Альмодовару, как в кино, так и в литературе удается сохранять некий нерв напряжения. Никогда не можешь угадать, что Патти Дифуса предпримет в следующую минуту. Глава "Девушка, похожая на Спенсера Трейси", в которой Патти врывается, обнюхавшись кокаина, в штаб мадридских таксистов, предварительно по телефону познакомившись с диспетчером Соней, одна из самых волнующих. Соня, в свою очередь, очень любвеобильна и жалостлива - мало того, что она ведет с шоферней беседы за жизнь, вдобавок и спит со всеми время от времени. Чтобы шоферы не чувствовали себя окончательно одинокими и выпавшими из жизни. Патти на самом деле хочет поближе сойтись с таксистом Лусио, который водит машину "из чистого снобизма", и однажды, подвозив ее из ночного клуба, подарил килограмм свежих креветок. Как только контакт налажен, повествование обрывается, и это самое горькое мое книжное разочарование последних лет. Испанский издатель сообщает в примечании: "Альмодовар несколько месяцев не давал своих заметок для "Ла Луны". Когда он снова начал писать, то забыл, где остановился. Мы никогда не узнаем, что случилось во вторую встречу Патти и таксиста".
Вообще же, ничто так не красит и актрису, и режиссера, как эксцентричность. Наилучшим тому подтверждением является история "Реальность подражает порнографии", в которой Патти знакомится с двумя клевыми парнями, и они приглашают ее на роскошную вечеринку в Пуэрта-де-Йерро: "Я сказала, что не откажусь, только для начала мне надо немного поблевать, прямо здесь". В машине было жарковато, и девушку развезло: "Я хочу сказать, что, сев в машину, тут же заснула, а проснулась вовсе не на шикарной вилле в Пуэрта-де-Йерро, а в парке Касса-де-Кампо, на земле, в разодранном в клочья эксклюзивном платье, как у панк-звезды, и проснулась оттого, что чей-то ЧЛЕН штурмовал МОЙ спящий клитор". Насиловали Патти не в первый раз, так что скандала она из этого устраивать не собиралась:
"То, что двое психопатов насилуют женщину, - это нормально. Но то, что на рассвете меня бросают одну в пустынном парке, разукрашенную, как в мексиканском фильме про вампиров, - этого я вынести не могу. Я сказала им, что, раз уж они меня изнасиловали, самое меньшее, что они могли бы сделать, - это отвезти меня домой┘". Не тут-то было: "Они отвечали, что боятся смотреть мне в глаза, и что им хотелось бы забыть о случившемся, и чтобы я тоже забыла".
Ну, и все в таком же легком и забавном духе. Удивительно поднимает настроение, когда ты одна, на даче, в дождь. Лежишь под пледом на втором этаже, придвинув обогреватель, в компании кошки, у которой большая часть суток уходит на спанье.
Помимо историй о Патти, в книгу входят избранные статьи Альмодовара, его размышления о собственном искусстве, тоже, впрочем, протекающие в ироничном ключе. Одно название "Записьки на ветру", кажется, дает вполне исчерпывающее представление. Так что, всем советую насладиться.