Начну с главного. В четвертой главе сказки Николая Носова "Незнайка в Солнечном городе" Незнайка говорит: "Нам про железную дорогу Знайка рассказывал. Он ее видел, когда ездил в Солнечный город за книжками". А вот что мы читаем в следующей книжке "Незнайка на Луне": "С тех пор как Незнайка совершил путешествие в Солнечный город, прошло два с половиной года... Наслушавшись рассказов Незнайки, Кнопочки и Пачкули Пестренького, многие коротышки тоже совершили поездку в Солнечный город... Впрочем, главное было не это. Главное было то, что Знайка тоже побывал в Солнечном городе". А куда же, спрашивается, он ездил "за книжками"? Вот вам и хвалебная советская редактура!
А я, между прочим, мучился. Перечитывал-то по несколько раз в году. Эх, да что уж теперь говорить.
В детстве я, разумеется, больше всего любил "Приключения Незнайки и его друзей", а меньше всего - "Незнайку в Солнечном городе". Потом - полюбились и лунные приключения, и только книжка про коммунизм, про Солнечный город вызывала антисоветскую неприязнь.
Теперь, конечно, все наоборот. Теперь я прочитал и "Утопию" Томаса Мора, и Франсуа Рабле с его Телемской обителью, и Ерофеева с его Петушками. Хотя рай-то у Ерофеева был не в Петушках, а как раз на кабельных работах в Шереметьево. Он ведь именно оттуда приезжал в Москву, на Савеловский вокзал, ну и дальше, с Курского - в Петушки. "Если кому-нибудь в книге попадалось смешное место, то, посмеявшись сам, он тут же подходил к остальным коротышкам и читал это место вслух, чтоб всем было смешно. Если кто-нибудь, отыскав в журнале смешную картинку, начинал смеяться, то остальные без всякого стеснения подходили посмотреть на эту картинку и тоже смеялись..." Ну да. "Мы жили душа в душу, и ссор не было никаких. Если кто-нибудь хотел пить портвейн, он вставал и говорил: "Ребята, я хочу пить портвейн". А все говорили: "Хорошо. Пей портвейн. Мы тоже будем с тобой пить портвейн. Если кого-нибудь тянуло на пиво, всех тоже тянуло на пиво". Куда уж там телемитам!
Кстати, о напитках. Еще цитата. Из "Незнайки на Луне": "В бутылке была простая вода, - коротко ответил Знайка. - Какой же мог быть другой напиток? - Ну, я не знаю, - развел коротышка руками. - Я думал ситро или, может быть, керосин". Керосин, гм, история для детей...
"Приключения Незнайки..." - просто сказка. Про социализм. "Незнайка в Солнечном городе" - утопия про коммунизм. "Незнайка на Луне" - чернуха про российский капитализм. Про ельцинщину. Что касается настоящего момента и ближайшего будущего - о том тоже есть в книжке. Лунатики ведь в конце концов свергают власть капиталистов и олигархов. А мы сейчас? Куда-то туда как раз и движемся. Что будет? Никто не знает. Кроме Носова, конечно, он-то знал. И описал в следующем диалоге опального олигарха Спрутса и беглого комбинатора Жулио. "У вас, голубчик, в этой комнате слишком много скопилось дряни, - сказал он однажды Спрутсу. - Однако убирать здесь не стоит. Мы попросту перейдем в другую комнату, а когда насвиним там, перейдем в третью, потом в четвертую, и так, пока не загадим весь дом, а там видно будет".
Вот-вот. Наш дом - Россия. Наши идут вместе. А там - видно будет.
"Незнайка на Луне" книжка взрослая, с "гримасами капитализма". И уже не сказка, по сути. На Луне у Незнайки нет девочки, а есть - мальчик, друг. А ведь в первых двух были подружки - Синеглазка, а потом - Кнопочка. Видимо, поэтому создатели мультфильма (все три книжки экранизированы, но сценарий к мультфильмам по первым двум писал Носов, а к третьей - нет) заменили мальчика Козлика на девочку Звездочку. Хотя у Носова она персонаж скорее отрицательный. Типичная американская журналистка. Поджарая, наглая, склонная к феминизму, а то и к чему-нибудь похуже. Полностью соответствующая послереволюционным европейским клише: голая русская княгиня и... журналистка Звездочка с рекламным плакатом. Просто во времена Носова дружба мальчика и мальчика не вызывала, скажем так, ассоциаций.
Но как бы ни был точен Николай Носов в описании постсоветской России, хочется все равно в Солнечный город. Не в коммунизм, а в сказку.