0
981
Газета Внеклассное чтение Интернет-версия

24.03.2005 00:00:00

Словесный театр

Тэги: сорокин, творчество


Я вряд ли стал бы писать сейчас о Владимире Сорокине, если бы не его странная реакция на мою статью "Путь моралиста" и последовавшую за ней публичную переписку с моим другом, журналистом "Немецкой волны" Андреем Гороховым (и статья, и дискуссия опубликованы в интернет-журнале "Топос" - www.topos.ru). Предыстория вкратце такова. Я утверждал, что Сорокин - продолжатель традиции отечественных нравоучителей и разоблачителей земной неправды: от протопопа Аввакума через Радищева к позднему Толстому.

Горохов тоже увидел в Сорокине "Льда" и "Пути Бро" "возвращение в классицизм, выбор старомодности, но уже не только в смысле фундамента нарратива и манеры словоплетения, но и в смысле мировоззрения и месседжа". Мы раскритиковали метафизичность "ледяного" Сорокина - абсолютистскую перспективу его последнего романа, его претензии на видение мировой истории с высоты птичьего полета, его стремление к онтологическому обоснованию "человеческого проекта". В начале XXI века картина воссоединения 23 000 "братьев Света", бывших прежде несотворенными световыми лучами и составляющих расовую альтернативу населяющим планету "мясным машинам", выглядит жутким анахронизмом.

Сорокин с этим обсуждением ознакомился и в интервью с Дмитрием Бавильским охарактеризовал его так: "Просто переписка Белинского с Добролюбовым. Очень русские люди - воспринимают литературу как сознательную исповедь автора, академический трактат о бытии". Ну, во-первых, это просто не так. Я вовсе не думаю, что дело писателя - изложить в занимательной форме некоторую сумму знаний и четко сформулированных убеждений. Во-вторых, если сомнения по поводу представленной в двух последних романах метафизической концепции в расчет не берутся, как понимать слова самого Владимира Георгиевича о том, что "Лед" - это метафизический роман? Получается, Сорокин просто проигнорировал все сказанное по существу, отмахнулся от нашей критики. "Для меня же "Лед" - всего лишь одна из интуитивных попыток взглянуть на нас с необычной стороны", - добавляет он. И возникает один не дающий покоя вопрос: сам Сорокин, сторонящийся любых буквальных трактовок, насколько верит в то, о чем пишет?

Тут я припас одну нехитрую метафору. Как в театральных рамках создать чувство сопричастности зрителя с тем, что происходит на сцене? В прошлом веке возникло несколько систем актерской работы. В "эпическом театре" Брехта разорвана всякая связь между "сферой психических переживаний" персонажа и его поведением - подчеркнуто декларативным и экспрессивным. Театр, он для возбуждения чувств, он предназначен "ажитировать" во всех смыслах. По Станиславскому, задача актера - полностью перевоплотиться в своего героя: не имитировать переживания, а по-настоящему переживать.

К чему я все это? Совсем нетрудно представить Сорокина на театральных подмостках, исполняющим заученную роль. Невозможно ведь игнорировать тот факт, что месседж "Льда" и "Пути Бро" с некоторыми коррективами многократно воспроизводился другими актерами - от гностиков и манихеев до нацистских идеологов и Скрябина с его так и не сочиненной "Мистерией". Так как же Сорокин играет свою роль, насколько "отчужденно"?

Профессор Игорь Смирнов полагает, что занудность "Пути Бро" - это эпатаж читателей, ожидающих от Сорокина и от литературы вообще событийности и сюжетной изобретательности. Якобы Сорокин сознательно решил переписать "Лед", до предела схематизировав первоначальную интригу. Однако с точки зрения брэнд-политики (а Смирнов рассуждает о романе именно так, в закамуфлированно маркетинговых категориях) подобный ход чреват резким падением спроса и в итоге - понижением стоимости самого брэнда. В литературе можно вынести все, кроме скуки. Мне сложно поверить, что в откровенно коммерческой ситуации Сорокин пустился бы на столь рискованную авантюру - писать заведомо нечитабельный текст. Тираж поначалу раскупят, но на новый текст того же автора клюнут уже менее охотно. В любом случае Смирнов предполагает отстраненную работу автора-актера с "материалом" по брехтовской модели.

Принять такой взгляд мне мешают высказывания самого Сорокина: о его мистическом опыте соприкосновения со льдом, о его вегетарианстве, о молодости человеческого рода и стремлении к самосовершенствованию. Когда я прочитал "Путь Бро", мне даже почудилось, что Сорокин действительно вжился в живописуемый им мир. Я решил было, что он втайне хочет уловить при помощи своих текстов новые души - создать незримое братство понимающих. Но, поскольку, по словам Сорокина, принимать литературу за "сознательную исповедь" - моветон, нельзя не заподозрить, что тебя банально надули.

На самом деле Сорокин никакого видения мира не предлагает, он ни на чем не настаивает. Он вроде бы и раскрывает нам что-то "самое главное" о человеке, и утаивает степень своей серьезности. По существу, главным содержанием двух его последних романов является сама игра, позерское ускользание от ответа на вопрос: "Что скрывается под слоем грима?". Этот вопрос кажется наивно-неуместным только в одном случае: если мы уже согласились принимать участие в вычурном и манерном театрализованном представлении. И тогда действительно неважно, делится ли в действительности человечество на элиту избранных и ненужный балласт "мясных машин". Не нужно вдаваться в споры о метафизике, достаточно просто назваться "метафизическим писателем".

Такая позиция видится мне не то чтобы двусмысленной, а скорее очень уж уязвимой. Каким бы "интуитивным" ни был литературный поиск, он рано или поздно упирается в необходимость простого и честного, рассчитанного на понимание высказывания. Выхода со сцены в зрительный зал и разговора на равных. Все прочее - словесный театр.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1992
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1270
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
940
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1240

Другие новости