0
794
Газета Внеклассное чтение Интернет-версия

30.09.2004 00:00:00

Пацану без книг никак нельзя

Тэги: школа, книги, пацаны


В доме была этажерка. На ее полках в живописном беспорядке размещались тетрадки и учебники старшей сестры. Нижний отдел я приспособил для своих поначалу немногочисленных детских книжечек.

На этажерке жили две великие книги, которые я школьником перечитал буквально на десять рядов: тяжеленные томищи-кирпичи "Пионерский театр" и "Пионерская энциклопедия" - большеформатные, толстенные, с колоссальным количеством картинок, растрепанные и истертые от долгого активного употребления. Я мог, наверное, шпарить из "Пионерского театра" наизусть чуть не страницами за всех персонажей пьес. Бывало так, что, дочитав последнюю страницу, начинал с первой по новой. Что за наслаждение было переживать пьески с картинками, жизненные приключения их героев, таких как "Чук и Гек", "Снежная королева" и многих, многих иных, в числе которых, конечно, была и идеологическая лабуда (это стало ясно много позднее). Не одно поколение поселковых школяров разыгрывало на школьной сцене и даже на сцене сельского клуба действа по этой книге, предварительно высунув языки от усердия, переписывая и, конечно, заучивая слова той или иной роли. Поначалу сестра носила этот "Театр" в школу, затем эстафету принял я. Но и после меня книга продолжала работать - воспользуемся штампом ушедшего времени - несла культуру в подрастающие массы.

Книгу эту, насколько знаю, уже без меня, когда мама лежала в полубеспамятстве от инсульта, выкинули в тележку с мусором во дворе, а затем и вывезли за деревню на свалку. Такую книгу я не видел потом никогда, нигде и ни у кого. Горько...

"Пионерская энциклопедия" обогатила и научила на годы вперед. В школе, к примеру, еще только начинали знакомить с гербами советских республик, а я давно уже все знал, видел все красочные геральдические отпечатки, недоумевая, куда это вдруг исчезла из школьной программы Карело-Финская республика - ведь она в энциклопедии-то числилась с гербом, флагом и всеми обязательными причиндалами. Почему испарилась целая республика? Учительница на этот вопрос не отвечала, чем явно подмачивала свой авторитет педагога в моих глазах. Впрочем, мама, пережившая арест отца и моего деда (о его убийстве властью семья смогла узнать лишь в годы перестройки, мне удалось даже расстрельное дело подержать в руках в Абаканском областном архиве), все популярно объяснила, и я уже не лез с опасными вопросами во время уроков.

В первом классе в самый первый учебный день я записался в школьную библиотеку. Хозяйничала там библиотекарша по фамилии Панченко (имя-отчество, к сожалению, забылось): миниатюрная женщина с прекрасными живыми карими глазами. Хорошо ее помню, но просто счастье мое, что иногда ее подменял муж - Михаил Львович, учитель нашей школы, физкультурник и военрук. Это был носатый худощавый мужик, насмешник с горящими очами увлеченного человека. Очень любил беседовать на равных о прочитанном с нами - малышней, которых старшие школьники поддразнивали "пердачами". Выделял особо своих любимцев: этим оставлял самое "вкусненькое". Я думаю, что входил в круг избранных.

Помню самую первую книжку, прочитанную самостоятельно, - "Булька" Льва Толстого в детской книжной серии, - изданную в самом конце сороковых годов, потому была сильно потрепана и подклеена. Я тогда прочитал с ударением на первый слог фамилию великого Льва и подумал: "Что за мужик такой, толстый?" А над горькой судьбой собаки по кличке Булька горевал по-настоящему, даже слезу пустил, когда никто не видел.

Была в то время своеобразная, отвратительная по своей сути мода: писать на страницах и форзацах свое личное отношение к прочитанному: "Книга очень хорошая!" либо прямо противоположное: "Книга плохая!" Некоторые ухари всю свободную площадь заполняли такими вот откровениями. И не лень было копировать по десять, двадцать раз одно и то же. Было любопытно: ну ладно, один раз написал, а зачем время-то убивать, одно и то же тиражировать десятки раз?

...В ранние детские годы зима с завидной регулярностью насылала крещенские морозы. В отличие от нынешних небольших градусов, при которых занятия в школе сразу отменяются, я помню лишь один отмененный урок в первом классе, когда мы, отзанимавшись три часа, сидели в пальтишках и шапках на четвертом уроке да чернила замерзли в непроливашках, а надо было писать. На улице все тонуло в тумане, на три шага ничего не видно, градусы свирепели - минус 45, и это днем, в классе к этому времени оставалось в строю меньше половины личного состава, остальные заболели, и нас, дрожащих и заледеневших, к великой радости все-таки отпустили домой. В тот день я, лежа на кушетке у теплой русской печки, за остаток дня одолел симоновские "Дни и ночи". Подобный подвиг позже не удавалось повторить долгое время. Весь остальной период крещенских морозов, повторявшийся ежегодно с завидной постоянностью, мучаясь и замерзая, мы дисциплинированно отбывали в классе все положенное урочное время, хотя на улице заворачивало так, что собаку не выгонишь. Мороз был страшным: носы, щеки, подбородки прихватывало запросто, несмотря на варежки, вязанные мамой из овечьей шерсти, и валенки с носками и портянками, пальцы на руках и ногах, пока добежишь до теплого дома, задеревенеют настолько, что не чувствуешь. А потом у печки, топившейся круглые сутки, греешь и ревешь, когда отходят с болью.

И вот в такой-то день мы с Вовкой Олесовым - моим другом той ранней школьной поры, умным мальчишкой-книгочеем, - бегали без пальто, только в шапках на большой перемене в библиотеку: метров 80 от школьного двухэтажного деревянного здания. Что было мочи неслись в низкорослое строение с покосившимися оконцами и низкой дверью, обитой для тепла в продранное тряпье. Вот там и ютилась библиотека средней школы. Она, конечно, была нищей по нынешним меркам (у меня сейчас книг много больше, о разнообразии вообще молчу), но тогда казалось, что в этом месте сосредоточены несметные богатства и сокровища. А как мы завидовали однокласснице, которая приходилась племянницей библиотекарше!

Время было удивительное, тогда некоторые книги буквально на глазах становились учебниками жизни. Таким учебным пособием для нас с Вовкой стала "Школа" Гайдара. Томик в красном переплете в серии "Школьная библиотека", который я, наверное, перечитал раз десять, никак не меньше! Восхитительный рассказ, мальчишечья романтика, испытания жизнью - все это буквально завораживало. В школьной библиотеке был только один экземпляр "Школы", а читался он всеми "влет". Выстраивалась длиннющая очередь из жаждущих. Сдавая книгу после чтения, тут же становился в строй ожидающих. И каждый из очередников следил, когда дойдет время до счастливого предшественника, а затем нельзя было упустить его, направляющегося сдавать прочитанное: бежать на переменке в библиотеку надо было только вместе. После чего, получив в руки заветную книжку, испытывал счастливое блаженство.

Уже взрослым перечитал гайдаровскую прозу вновь. Написано добротно и интересно. Однако магия и очарование куда-то испарились. Как исчезли они и у "Двадцать тысяч лье под водой", и у "Капитана Сорвиголова", и у многих других юношеских книжек.

Как-то с моим другом (было нам в ту пору лет по сорок) согласно пришли к твердому выводу: "Мы прочли главное, что надо было прочитать в детстве и отрочестве". Советская власть лучшее для этого возраста издавала так, чтобы было доступно и городскому пацаненку, и деревенскому. И на дефицит литературный нашему поколению жаловаться грех. Туфту не переиздавали, если она все-таки проскакивала, то редко, и не переводили пустые книги с чужих языков. Зато главные сокровища литературы, пусть даже у плодовитого автора за его жизнь появлялось всего одно достойное произведение, делали доступными для всего подрастающего поколения".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1622
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1011
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
728
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1001

Другие новости