0
1204
Газета Внеклассное чтение Интернет-версия

09.09.2004 00:00:00

Мура в каждый дом

Тэги: мур


Майкл Мур. Где моя страна, чувак? Америка, которую мы потеряли. - М.: АСТ, Люкс, 2004, 304 с.

Тот почтенный и старинный жанр, в котором выступает теперь перед всей честной Америкой мистер Майкл Мур, лучше всего обозначить с помощью русской классики. Вот вам пассаж из Достоевского, точно передающий стилистику книги, а заодно и реакцию на нее:

"- Господа! - закричал изо всей силы маньяк... - Господа! Двадцать лет назад, накануне войны с пол-Европой, Россия стояла идеалом в глазах всех статских и тайных советников. Литература служила в цензуре; в университетах преподавалась шагистика; войско обратилось в балет, а народ платил подати и молчал под кнутом крепостного права. Патриотизм обратился в дранье взяток с живого и с мертвого. Не бравшие взяток считались бунтовщиками, ибо нарушали гармонию. Березовые рощи истреблялись на помощь порядку. Европа трепетала... Но никогда Россия, во всю бестолковую тысячу лет своей жизни, не доходила до такого позора... Он поднял кулак, восторженно и грозно махая им над головой, и вдруг яростно опустил его вниз, как бы разбивая в прах противника. Неистовый вопль раздался со всех сторон, грянул оглушительный аплодисман... Маньяк продолжал в восторге.... Последних слов даже нельзя было и расслышать за ревом толпы. Видно было, как он опять поднял руку и победоносно еще раз опустил ее. Восторг перешел все пределы: вопили, хлопали в ладоши, даже иные из дам кричали: "Довольно! Лучше ничего не скажете!"

Думаете, раз цитируются "Бесы", должна последовать сугубо отрицательная, разоблачительная рецензия? Ничуть. Дело в том, что случаются на свете ситуации, в которых именно такие "маньяки" более чем необходимы. Ибо "разоблачения кровавого режима" иногда и вправду вызваны событиями, мягко говоря, малоприятными.

Эта книга - своего рода сценарий "Фаренгейта 9.11", антибушистского фильма, с которым Мур собрал в этом году все свои миллионные сборы, премии и аплодисманы. Перед нами - несколько сот страниц очень бодрой "прогрессивной" сатиры, той самой, которой так не хватало в 1970-е официозным советским американистам. Кстати: сохранись СССР до сего времени (или, напротив, родись Мур чуть пораньше), мы бы наверняка увидели в меру упитанного режиссера в бейсболке в одном ряду с Анджелой Дэвис, доктором Хайдером и Самантой Смит - где-нибудь неподалеку от Красной площади, в объятиях неторопливого генсека.

Да, нужно признать - Майкл Мур отнюдь не великий сочинитель. Его непременные шутки и эскапады далеко не всегда выходят за рамки "телевизионного юмора", фрагмент с антипрезидентской пропагандой от лица Господа Бога несколько отдает пошлостью, а все основные обвинения в адрес Буша-младшего (бизнес-связи с декларируемыми врагами страны, регулярная телевизионная ложь и т.п.) вполне можно было бы переадресовать и режимам Никсона, Рейгана... Нет в обвинениях этих осознания метафизической глубины и, главное, новизны того кризиса, в который сейчас ввергнуты США. Дело ведь не в том, что президент вел дела с бен Ладенами, это еще можно было бы как-то понять, но вот то, что косая-кривая, но все-таки "американская демократия" на наших глазах радикально мутирует и исчезает, - этого Мур при всем своем праведном гневе все-таки не понимает. Отсюда и его откровенно дурацкие предложения: избрать вместо Джорджа Буша президентом США Опру Уинфри, например. Этак и Гитлера можно было бы предложить заменить на Марлен Дитрих или Лени Рифеншталь.

То ли дело Курт Воннегут - от его недавних статей, посвященных бушизму, так и веет этаким глубинным ужасом, почти толстовским осознанием масштабов трагедии под названием "охрана безопасности и борьба с мировым терроризмом".

Майкл Мур, конечно, работает на много более поверхностном уровне, ему-то кажется, что нужно просто едко осмеять человекообразного политика - и все сразу станет хорошо. Не станет, увы.

И все-таки нельзя позволить себе обругать эту книгу только лишь на том основании, что ее пафос откровенно не дотягивает до пророков вроде Воннегута или позднего Толстого. Ее предназначение - иное, и вовсе не для эстетического одобрения она нужна.

В современной Америке сложилась действительно кошмарная ситуация, когда более половины населения пребывает в блаженном анабиозе, не подозревая о последствиях происходящего в Вашингтоне. И все это народ от литературы далекий, им бы своего рода "Пролеткульт" не помешал. И потому именно такой вот Мур со всеми своими шутками и прибаутками способен оказать на "массы" сколько-нибудь заметное воздействие. Сагитировать те несколько тысяч человек, от которых может зависеть исход ноябрьского голосования. Тем более что желающих вмешаться сейчас совсем не так много, как в шестидесятые, когда демонстрировать против правительства ходили буквально все "мастера культуры".

Внелитературная задача, политиканство - брезгливо скажут некоторые. Пусть так. Однако литература обязана время от времени заботиться об исправлении политического ландшафта, когда он становится совсем уж невыносимым, и в этом нет ничего дурного - в России это тем более ясно, благо мы помним не только Набокова, но также и Щедрина, Короленко.

Тем не менее нужно сказать, что как раз здесь книга Мура представляет интерес чисто "академический" - повлиять на исход роковых выборов-2004 мы никак не можем, красотами стилями нас автор, как было сказано выше, не порадует, ну а образцы его остроумия не покажутся русскому читателю изящными - американцы все ж не англичане. Это текст в России - все равно что видовая открытка с видами Полинезии - дикари режут головы, миссионеры проповедуют, море волнуется, ну а у нас что? У нас все одно снег.

Зато на родине автора (где эта сочинение пользуется, само собой, бешеным успехом) впору вспоминать об известных словах Ахматовой по поводу "Одного дня Ивана Денисовича". Дело в том, что ее будущие "сироты" одно время много дискутировали: есть ли, дескать, в прозе Солженицына художественные достоинства? Анна Андреевна на это замечала - этот текст просто обязаны прочесть все N миллионов населения Советского Союза, а обсуждать его в эстетических категориях попросту не время.

Вот так сейчас и в Штатах - всякий мужик в десятигаллоновой шляпе просто обязан нести с базара книгу Мура - в разваленный трейлер, на далекую ферму, в каждый дом.

И ведь несет, любезный.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
714
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
702
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
576
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
370

Другие новости