Недавно известный поэт сказал мне: "А чего такого-то? Я, например, всегда хотел быть буржуазным, не всегда только денег хватало или ума". И я задумался.
Когда мы с Борисом Кудрявцевым и Александром Тарасовым основывали книжную серию "Час Ч" и ставили в подзаголовок слова "мировая антибуржуазная мысль", подразумевалось, что это не требует разъяснений. Ошиблись. Ниже я поясняю о чем речь, заменив для экономии бумаги это жужжащее слово "буржуа" большой буквой "Б".
Б.═враг всего непонятного. Он не считает, что непонятное нужно понимать. Он считает непонятное просто ошибкой, лишней заморочкой. Когда из-за непонятного начинают сходить с ума, а тем более рискуют жизнью, Б. считает это патологией или опасным фанатизмом. Б. вообще враг крайностей и во всем. Даже в построении своих фраз он ценит меру и уравновешенность. "Крайнее" он предпочитает смотреть по видео "для адреналина". Для Б. субкоманданте Маркос - "пиар", Лимонов - "не выросший подросток", Че Гевара - "модный брэнд", а Мао - "параноик у власти". Б. вообще все великое называет "паранойей" и отказывается видеть в истории некий сверхчеловеческий смысл, как научно постигаемый, так и религиозно открываемый. Б. старается всегда веселиться, он противопоставляет себя угрюмым и истеричным, для этого к его услугам - антидепрессанты.
Культура для Б. есть один из таких антидепрессантов. Б. никогда ни на чем не настаивает, кроме, конечно, собственного бытия, да и на нем он настаивает молча, а не вслух. Реальность для него - прежде всего игра, в которой ценность всего, как на бирже, может поменяться, поэтому Б. ироничен и ни в чем не уверен. Именно так он понимает своих любимых Пелевина, "Матрицу" и Харуки Мураками. Игровое мироощущение происходит оттого, что Б. - социальный паразит, он ничего не создает и не защищает, то есть он сам совершенно необязателен и чувствует это, но никогда себе в этом не признается. Под "индивидуальностью" Б. понимает личный "и-мейл", напечатанный на футболке или увеличенный отпечаток своего пальца на любимой кружке.
Б.═очень любит все позитивное, цветастое и "прикольное". Б. сторонится любых специальных знаний, если только за них не платят, то есть если они не часть его "бизнеса". Б. предпочитает обо всем на свете знать по анекдоту, для этого у него есть журналы типа "Афиши". При этом, что самое неприятное, Б. считает свое ложное сознание мудростью, сложившейся в результате всей человеческой истории.
Б.═гуманен, любит природу, детей и женщин, особенно если это не требует от него специальных затрат. Б. путешествует и часто болтает об этом, но он абсолютный турист, т.е. по всему миру, как скафандр, таскает свою б-зность, не умея и опасаясь из нее выйти и прикоснуться к чему-то иному. Еще одна гнусность Б. - пытается навязать свое зрение и слух остальным людям как стандарт, к которому нужно стремиться. Ибо Б. любит народ, но не любит "хамов", из которых этот народ состоит. Грехи Б. - ради него и его мира ежедневно ведутся войны, пылают выбомбленные "силами НАТО" улицы, корчатся и умирают от голода 12 тысяч "неудачников" в сутки, толпы выходят на панель, продолжается каторжный труд детей на потогонных фабриках третьих стран, "блюстители" пытают политических заключенных в тюрьмах, отходами неумеренного потребления травится воздух, медиа калечат сознание миллионов. Б. против всех этих ужасов, которыми обеспечено его благополучие. Но он наивно не понимает: "Если я сегодня не выпью свой коктейль в клубе, кому-то где-то станет легче?.."
Главный страх Б. - это страх жертвы. Любая, даже самая "антибуржуазная" идея нравится ему до тех пор, пока не требует жертв. Б. согласен жертвовать только в компьютерной игре. Он, впрочем, может подать нищему, чтобы символически откупиться от подобной судьбы. Он вообще за благотворительность, которая делает мир "умереннее" и "позитивнее".
Б.═вечно ждет "нового", но понимает под этим словом только улучшенные версии старых развлечений. Новых чувств он боится, новые знания оставляет "специалистам", а новых образов не различает, пока его любимые журналы-передачи не разжуют все это, т.е. не превратят в доступный Б. анекдот. По этому поводу мудрый Б. говорит: "Все некоммерческое рано или поздно становится коммерческим". В этой фразе надежда на то, что все удастся разжевать и сожрать. Б. не понимает, что в разжеванном виде все теряет свою ценность, а значит, вечно от него ускользает. Любимая мысль Б. звучит так: потребление в новом веке - это важнейшее из искусств. Б. не "лох", чтобы потреблять что попало.
Б.═повторяет: "Революции ни к чему не приводят, всем становится только хуже". Это потому, что Б. чувствует, что ему точно станет хуже. Б. должен быть вычеркнут из жизни, как 25-й кадр, стерт, как компьютерный вирус в оперативной системе человечества. Был ли Б. "необходим на определенном этапе социальной эволюции"? Об этом мы поспорим потом.