0
824
Газета Внеклассное чтение Интернет-версия

26.08.2004 00:00:00

Мы - виноваты

Максим Артемьев

Об авторе: Максим Артемьев родился в 1975 году в Туле, критик, журналист.

Тэги: поколение, тупик, Артемьев


Подлинная история моего поколения началась в августе 1991 года. Что ни говори, а запрет КПСС и развал СССР - мощная штука! Но событие, равное революции 17-го года не произвело никакого впечатления на очевидцев. Вполне вероятно, что так же равнодушно отнеслась в свое время крестьянски-мещанская Россия к свержению Николая и захвату власти большевиками.

Вспоминаю 19 августа - первый день путча. Я жил тогда в Туле и был типичным продуктом первых лет перестройки - ненасытным пожирателем политических новостей. Скудные новости Гостелевидения вперемешку с хаотичным потоком радио "Свободы" и Би-би-си разрывали меня от нетерпения, сидеть дома не было никаких сил. Я выскочил на улицу, надеясь увидать нечто необычное - группки встревоженных граждан, жарко обсуждающих последние события, быть может, стихийно возникающие демонстрации и т.п. Но каково же было мое разочарование, когда я увидел... Точнее, не увидел ничего. Люди если и спешили, то по своим делам, обсуждали же они исключительно "низкие" темы, а не события в Москве.

Итак, первое большое событие в жизни моего поколения прошло незамеченным. Помнится, я долго еще ждал, что люди станут какими-то другими, будет меньше хамства в магазинах или в транспорте. Но политические изменения протекали куда быстрее бытовых. Август 1991-го не стал тем, чем явилось крушение Берлинской стены для восточноевропейских сверстников.

Цинизм и равнодушие уже тогда незаметно поселились в наших душах. Нежелание воплощать высокие принципы в жизнь стало основной бедой моего поколения. Легче всего обвинить в этом морально коррумпированных "старших", русский характер, неблагоприятные природные условия и козни заграницы. Труднее всего подойти к самому себе со строгой меркой.

Выходя во взрослую жизнь, мы оставляли максимализм за бортом, будучи готовыми на все ради денег. Именно с нашего молчаливого согласия пошли "черный нал" и теневой рынок труда, госцензура на ТВ и самоцензура в печати, "фанера" на эстраде и "джинса" в СМИ.

Позволю себе в связи с вышесказанным небольшое отступление. Кто бы мог представить в начале 90-х, что тогдашние кумиры ТВ, молодые энергичные ребята, борцы за свободу самовыражения, жертвы преследований со стороны "консерваторов" очень быстро выродятся во всеядных хапуг безо всяких принципов и будут исправно служить авторитарному государству, не задавая лишних вопросов?!

То же самое и в политике. Очень быстро она начала рассматриваться как разновидность бизнеса, и молодые люди, порой не успевшие побывать в пионерии и комсомолии, дадут фору тем, кого тогда было принято клеймить как "приспособленцев". Выборы превратились либо в открытое насилие над волеизъявлением, либо в коммерческую сделку, и опять-таки это не вызвало ни у кого отторжения. Помню, как в 1989 году по студенческим общежитиям в Туле бегали прекраснодушные активисты с призывом не голосовать за баллотировавшегося генерала. Как быстро это волонтерство сошло на нет! И этом тоже вина моего поколения.

Увы, должен признать, что и мы, которым в 1991 было восемнадцать лет, хотели, как и старшее поколение, по сути, одного: "жить, как при капитализме, а работать, как при социализме". Чудо не состоялось, и нынешние тридцатилетние обратились в циническое безверие. Даже те, кто читает Библию в метро, а таких немало, не способны, да и не желают переломить общий моральный климат. Вера их остается сугубо личным делом, не преобразуясь в активную жизненную позицию, простите за советский жаргон.

В результате и молодежь, и старшее поколение россиян представляют собой хаотичное мельтешение разрозненных единиц, не способных выработать общие правила игры, зараженных взаимным недоверием и ненавистью, чей голос действительно "тоньше писка".

Более всего раздражает некая дремучесть моих сверстников, точнее, интеллектуальная лень. Лучше всего это видно по интернетовским форумам. Существует, к примеру, сайт "Иносми.Ру", оперативно знакомящий русскоязычного читателя с переводами западной прессы. Лично мне весьма интересно мнение зарубежных корреспондентов и экспертов о сегодняшней России. Естественно, чаще всего оно не комплиментарно. Однако с какой враждебной яростью встречается на форуме при сайте мнение иностранцев! Почти единодушное неприятие "иного" поражает и пугает. И, что самое удивительное, отзывы, брызжущие злобой, пишут не старички, а люди молодого и среднего возраста, основная аудитория интернета.

Среди литературной среды (в данном случае мне более близкой) - смятение, растерянность и неопределенность. Эклектизм, выдаваемый за плюрализм, педантичный консерватизм, представляемый как "продолжение традиций"┘

Грустно сказать, но все сильнее ощущаешь диссонанс с родной страной. Вроде бы вокруг живут люди, говорящие с тобой на одном языке, но взаимопонимания с ними не получается. С каждым днем отчетливей контраст между воображаемым "должным" и реальным "настоящим". С каждым днем сильнее понимание разницы устремлений и желаний между "тобой" и "ими". То, что печалит меня, оставляет равнодушными окружающих, то, что радует их, не веселит меня.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ответах на запросы адвокатов мало ценной информации

В ответах на запросы адвокатов мало ценной информации

Екатерина Трифонова

Юридическое сообщество собирает статистику неправильной реакции на законные обращения

0
709
За последние 10 лет в России исчезло каждое третье предприятие

За последние 10 лет в России исчезло каждое третье предприятие

Ольга Соловьева

В минувшем году показатель выживаемости бизнеса в стране оказался максимальным с 2010 года

0
1298
Партия Миронова вернулась к надежному истоку

Партия Миронова вернулась к надежному истоку

Дарья Гармоненко

На выборах к левому электорату обратятся все политические силы

0
803
Рособрнадзор поддержал сдачу ОГЭ только по русскому и математике в пяти регионах

Рособрнадзор поддержал сдачу ОГЭ только по русскому и математике в пяти регионах

0
575

Другие новости