Александр Дугин. Проект "Евразия". - М.: ЭКСМО, Яуза, 2004, 512 с.
Чем важен и интересен Александр Дугин? Прежде всего - агрессивной эклектикой своей мысли, искусством сплести такой просторный контекст, в котором органично уживаются традиция и революция, политика и география, наука и мистика. Это стиль нашего времени, и Дугин отвечает всем его канонам. В послужном плей-листе этого философского диджея не один глобальный микс самых разных течений и жанров. Вооружившись методологией структурализма, он разоблачает современность с позиции радикального консерватора - таков долгожданный финал деятельности Пражского кружка лингвистов-евразийцев. Отталкиваясь от Карла Поппера, Дугин синтезирует "консервативную революцию" - тотальную метаидеологию для всех, кого Поппер зачислил во враги "Открытого общества" - от Платона до Ницше. Такое мышление близко к тактике вируса. Еще один синтетический проект Александра Дугина - неоевразийство, разрабатываемое им с середины 80-х годов. Ему и посвящена очередная книга - "Проект "Евразия".
Если кратко, неоевразийство - это традиционная евразийская идея плюс комплекс максимально возможных антитез глобализму, от самых прагматичных до самых экстравагантных. Евразийство началось с утверждения уникальности русской цивилизации; неоевразийство признает каждую цивилизацию уникальной и принципиально несводимой к нормам англосаксонских ценностей. Трагедии Косово и Ирака уже показали, какую боль может принести глобализация тем, кто физически не способен принять ее принципы. Попытка защитить на всех фронтах многообразие мировых культур от диктатуры однополярного мира - это и есть "Проект "Евразия". Оказывается, практически любым догмам западной цивилизации, зачастую болезненным, жестоким и несправедливым, можно найти разумную альтернативу. Вместо грубой однополярной системы - "цветущая сложность", пышное созвездие империй, тонкий геополитический баланс. Вместо уравниловки "прав человека" - "права народов", внимание к историческому опыту каждого этноса, бережное отношение к национальной идентичности. Экономический шовинизм рыночной системы, навязываемой всем без разбору, вполне может быть заменен моделью "гетеродоксальной" экономики, патернализмом, "автаркией больших пространств". А самое главное, что Дугин оставляет здесь свою привычную метафизическую тематику и переходит от глубокой теории к прямым и ясным предложениям. И именно Россия, прирожденная империя и одна из самых многонациональных стран, должна в перспективе возглавить евразийский проект.
Настрой книги - амбициозный и тонизирующий, стиль - сухой и лаконичный, ткань текста пересыпана меткими курсивами, подчеркивающими основные концептуальные термины и понятия. Это уже не "основы евразийства", а "инструкция по применению", недвусмысленная технология внедрения евразийства в повсеместную эксплуатацию. Логично, что последняя глава, названная "Евразийской декларацией", является дайджестом деятельности Дугина именно как реального политика, лидера Международного "Евразийского Движения", обращающегося непосредственно к участникам политического процесса. Глядя на то, как непоследовательно решается задача интеграции постсоветского пространства, веришь, что проектировщики Евразии не останутся в ближайшем времени без работы.