0
858
Газета Внеклассное чтение Интернет-версия

13.05.2004 00:00:00

Апофеоз беспартийности

Тэги: партии, бесы, достоевский


Идея левой партии в самой себе заключает ложь. Об этом Достоевский, сам в молодости увлекавшийся французским утопическим социализмом и поплатившийся за это шестью годами каторги, написал "Бесов" - самый пестрый, авантюрный, смешной и трагический из своих романов. В перестроечные годы на него частенько ссылались входящие в силу либералы: дескать, вот они какие - революционеры и смутьяны, мерзавец на мерзавце сидит и мерзавцем погоняет. Ставрогин девочку изнасиловал. А мы - чистые духом и смиренные в помыслах, признаем только естественные законы исторического развития, в которых четко прописано: "частная собственность неприкосновенна", "спасение утопающих - дело рук самих утопающих" и "моя хата с краю". Тогда еще популярный эстрадный экономист Николай Шмелев сотрясал рукоплещущие залы речами о мифологическом обывателе - чуть ли не атланте, на котором земля держится. Позже обывателей отправили в отстой и занялись крепкими хозяйственниками.

Но разве не такими же бесами накинулись на нас в начале 90-х демократы различных мастей, закрутившие на российских просторах такую метель, такую пургу, что "хоть убей, следа не видно"? Разве не различим звериный оскал в лощеной ухмылке Егора Гайдара, в скорбном безмолвии народного страдальца Григория Явлинского, в великосветском ерничестве Татьяны Толстой? При желании опознать бесовщину можно в любой социальной гримасе. И парадная жизнь ельцинской России, обратившаяся в нескончаемый бал в поддержку бедных гувернанток, - свидетельство неискоренимого лицемерия отечественной общественной жизни.

Но Федор Михайлович в первую очередь - о левачестве. С чего начинается левая идеология? С сочувствия к униженным и оскорбленным. С прямого осознания того, что тебе живется лучше, чем твоим братьям - голодающим, бедствующим, существующим в невыносимых условиях, вымирающим. И только в таком смысле она оправданна. В противном случае весь социализм-коммунизм-анархизм и базирующиеся на нем проекты общественного переустройства оказываются безответственной интеллектуальной игрой или погоней за модой. Все разговоры об "обществе спектакля", о "буржуазном дискурсе", все геополитические расклады и верховенско-байроническое презрение к погрязшему в пошлости миру - это просто игра со спичками из безопасного укрытия: игра, за которой, конечно, коренится вполне определенное, но совершено не заслуживающее уважения мировоззрение. Шигалевщина.

Можно, конечно, полностью решить проблемы конкретного угнетенного человека: усыновить голодающего ребенка, вынужденного побираться; оплатить лечение инвалиду и т.д. и т.п. Потом начинаешь понимать, что разовая помощь не решает проблемы "вообще". Проект построения справедливого, неравнодушного к своему народу государства рождается вместе с представлением о том, что налично данный мир несправедлив в своих основах. Что есть эта проблема "вообще" и решать ее нужно сообща. Появляется партия, которая в случае революционного успеха, которому предшествует длительная подпольная работа, приходит к власти и получает шанс установить разумный и честный общественный порядок.

Шанс этот не был в полной мере использован ни разу, и возникает законное сомнение в том, что им вообще в принципе можно воспользоваться. Зато путь к победе устлан жизнями невинных Шатовых, провокациями, интригами и предательствами. Что в годы нечаевского процесса, что в начале прошлого века, что, возможно, в недалеком будущем, когда с устанавливающегося компрадорско-буржуазного диктаторского режима окончательно спадет реликтовый благостно-демократический флер вместе с мнимыми гражданскими свободами.

И здесь возникает масса риторических, по существу, вопросов. Решают ли восприятие истории как проекта и человеческие инвестиции в этот проект проблему глобальной несправедливости? Или это проблема чисто этическая? Нужно ли нам как-то специально объединяться, чтобы сделать мир лучше и добрее? Или можно сделать его лучше только собственным добрым действием, за которое ты в ответе только перед Богом, а не перед партией? Есть ли какая-то гарантия, что социалистическое движение не сведется к построению государств-маньяков вроде сталинского СССР? Есть ли какое-то необходимое условие, чтобы этого не происходило? Не вымощена ли в принципе благими намерениями дорога в ад? Все это вопросы очень "достоевские" и животрепещущие сегодня так же, как и 130 лет назад.

Да, левые в ХХ веке многого добились. Но стоят ли усилия и достигнутые результаты (сводимые в конечном счете к практике выдачи властями предержащими социальных пособий) тех порождаемых сочувствием к малым сим кровавых бурь, в которых первыми захлебываются те, ради кого они, собственно, и грянули?

Я, разумеется, не верю в синархию. Я не верю, что кто-то нас сознательно вовлекает в заранее спланированный распорядок действий. И в связи с этим рождается такое подозрение, что в основе всех и всяческих сознательных общественных переустройств лежит желание проэкспериментировать: что-то сделать на авось, а потом посмотреть, что из этого выйдет. Расширить не понимание ситуации своего текущего пребывания, а экстенсивные границы самой этой ситуации. И в этом социальные реформаторы, консерваторы, фашисты, либералы, глобалисты и антиглобалисты не отличаются от марксистов или троцкистов.

Так может быть, история вообще - результат самообмана, самоотчуждения, недопонимания реальной ситуации, в которой ты оказался? То есть история оказывается историей ошибок - бесконечных бросков бумеранга, который возвращается обратно и по нам же бьет? Мне кажется, Достоевский это очень хорошо понимал. Не зря он так болел рулеткой, которая является идеальной моделью исторического процесса. Выиграть можно, но с таким количеством ограничивающих условий, что лучше не пытаться. Народ-богоносец в казино не ходит.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
541
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2264
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1489
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1119

Другие новости