Патрик Бьюкенен. Смерть Запада. - М.: АСТ, Terra Fantastica, 2003, 448 с.
Читать эту книгу тяжело и противно, потому что она направлена на выполнение полезной геостратегической задачи - поссорить Россию с так называемым третьим миром.
Что хочет сказать Бьюкенен?
В первом мире (Западной Европе и США) катастрофически падает рождаемость, а также исчезает самоидентификация с ценностями традиционной (имеется в виду - в рамках школьного курса) культуры.
Причина падения рождаемости - дехристианизация (христианство понимается как стимул к деторождению), произошедшая в результате "культурной революции". Культурной революцией называется всяческая левизна ХХ столетия: марксисты, коммунисты, битники, хипаны, университетчики, феминистки и прочие.
Иными словами, левый постмодернизм съел христианство и культурные ценности, от этого упала рождаемость, от этого наступает конец Западу как историческому проекту. А значит, надо волевым усилием самосохранения преодолеть левый постмодернизм и учить детей в школах снова любить Америку. Европа автора не беспокоит, Европа для него это деревня, из которой произошли цивилизованные городские жители США.
Все это, казалось бы, можно и нужно обсуждать. Но на самом деле - не очень. Бьюкенен очень похож на идиотский телевизор, по которому параллельно по многим каналам несется мусорный поток зарисовок о кошмарах "реальной жизни". И потому, возражая одним частностям, пропускаешь другие и тем более - главные тезисы, а возражать тезисам сложно, потому что они рассыпались на мириады деталей.
Ну какой смысл говорить, что ненависть к рождающимся детям, какого бы цвета ни была их кожа, не оправдана ни с христианской точки зрения, ни с какой другой отдаленно человеческой? Как можно спорить с тезисом, что в богатом обществе нет стимула заводить детей? Разве что сказать, что у арабских шейхов много детей, несмотря на сказочные богатства?
То, что Бьюкенен понимает под "американской нацией", которая исчезает, это какое-то недоразумение. Он строит порочный неврастенический круг аргументации, разорвать который под силу разве что психиатру.
Разве можно объяснить Бьюкенену, что считать деятельность концерна "Майкрософт" проявлением высоты и силы национального духа, а также образцом пассионарности западной цивилизации по меньшей мере странно?
И разве надо ему объяснить, что благополучие Западной Европы и США построено на крови остального мира, что историческая победа первого мира далась ценой нескольких столетий кровавого геноцида? Он это и так знает. Но говорит: если мы не будем настаивать на своем праве силы, нас не будут уважать наши дети.Так может, и не надо, чтобы они уважали "за это"?
И потом, что значит "выживать"? Древняя Греция выжила? Почему сокращение населения - это признак духовного упадка? Почему то, что европейцам СЕГОДНЯ можно делать с бушменами ( изгнать с земель, в которых найдены залежи редкоземельных металлов, лишить средств к существованию, а в последнее время - просто отстреливать в резервациях, как дичь), нельзя делать с американцами или европейцами?
Почему то, что было сделано с русскими в 90-х, нельзя сделать с американцами - разорить страну, взвинтить цены на много порядков, радикально понизить уровень жизни, криминализировать его, отравить молодежь героином?
Почему, собственно? Не хочется? Бушменам и русским тоже не хочется.
Ценности американской культуры такие замечательные и победоносные? Голливуд, "Майкрософт", полеты на Марс, победа США во Второй мировой? Спасибо, премного наслышаны. Значит, нас убивают именно ради этого.
Если посмотреть на страны, в которых падает рождаемость (их перечислению посвящена большая часть книги), то видно, что это все страны, попавшие под непосредственное американское влияние. Под пяту "национальных интересов Америки" и под хвост американских "консервативных ценностей". А страны, которые не были отмечены симпатией США, продолжают, к огорчению Бьюкенена, плодиться и размножаться.
Я далек от мысли, что Америку поразил мор. Я скорее соглашусь с тем, что в исторической перспективе противопоставления "американских ценностей" всему остальному миру возникла несовместимость с идеей "простого человеческого счастья". Но вот поиск причин этого прискорбного обстоятельства в книге Бьюкенена, к сожалению, не очень продвигается.
Мне кажется, что так называемая гибель Запада, то есть гибель первого мира - закономерный и морально оправданный итог политики сотен лет колониализма. Третий мир берет реванш. Не технологией, не культурой, а просто тем фактом, что он все еще есть и хочет жить дальше.
В Центральной Африке уже несколько лет одно племя убивает другое в борьбе за контроль над шахтами редкоземельных металлов. Металл этот нужен для производства мобильных телефонов. Иными словами - идет война, инспирированная жгучим интересом западного концерна. В последний год количество жертв, говорят, зашкалило за два миллиона, то есть речь идет о геноциде. Беженцы уносят ноги в экваториальный лес, но учиться у пигмеев выживать в лесу у них нет времени. Им нужно что-то есть. Потому они едят... правильно, пигмеев.
Вот такая реальность стоит за полетами на Марс и "эсэмэсками".
Наступает крах системы колониализма. Какова в этой драме роль России?
Если Россия будет изо всех сил стараться быть страной первого мира, то есть "жить нормально", "войти в Европу", покупать шубы, отдыхать на горнолыжных курортах и работать в офисах с девяти до шести, то ей неплохо бы знать, что все это скоро кончится.
Европа и Америка - давно третий мир. Это вовсе не богатые страны. В них все дорого, а что дешево и доступно - производится турками и китайцами.
И въезд иммигрантов в западные страны - это переселение народов внутри третьего мира. А те, кто контролирует финансы, политику и массмедиа, очень основательно забаррикадировались, к ним так просто не иммигрируешь. И они так просто на загнутся, как бы мы ни плодились или ни вымирали.