0
996
Газета Внеклассное чтение Интернет-версия

18.03.2004 00:00:00

Механика свиной жизни

Тэги: толстой, брак, семья


Была такая передача: "Любовь с первого взгляда". Там юноши и девушки знакомились, задавали друг другу вопросы и в случае удачи ехали в романтическое путешествие, а после оформляли брачные узы. Считалось, что эта телеигра - бесстыжее шоу на американский лад. Однако я не знаю более целомудренного, укорененного в нашей национальной традиции способа знакомства и создания семьи. Это же дворянская ярмарка невест, крестьянский предсвадебный сговор! У всех на виду, выбор ограничен, ведущие в роли свата и свахи, у вас товар - у нас купец. Даже знакомство по газетному объявлению предполагает какую-то тайну, интригу, предчувствие своей судьбы. А здесь все в лоб. У нас (как, догадываюсь, и в других, цивилизованных странах) и женятся-то в абсолютном большинстве случаев либо по залету, либо потому, что вокруг говорят: "Пора бы тебе, брат, уже остепениться".

В центре "Крейцеровой сонаты" Льва Толстого - откровенный рассказ дворянина о своей брачной жизни. Все у него пошло наперекосяк, причем с самого начала. В финале герой убивает свою жену в присутствии ее любовника - талантливого скрипача. Толстой исходит из реалий позапрошлого века, когда между мужчинами и женщинами не было социального равенства. Мужчины выбирали, как на базаре, а женщины старались продаться повыгоднее. В итоге - все проститутки, кто на час, а кто и на всю жизнь. Они и рабствуют, и повелевают мужчинами.

В наше время толстовские карты вроде бы смешаны. Главное достижение сексуальной революции - не в последовательном противопоставлении сексуальной и матримониальной сферы, не в кодификации запретных ранее видов удовлетворения и даже не в том, что про ЭТО стало можно говорить без тени смущения. Главное - в признании именно женского права на сексуальное удовольствие.

Мужской разврат оправдывать нет нужды, с этим-то у нас все в порядке. Пресловутое "мужское братство" всецело держится на той идее, что женщины - однородное противостоящее нам безличное стадо, мы их должны иметь во все щели и при этом обводить вокруг пальца. Это сугубо инфантильная логика: если вдруг возникли вопросы, перечитайте Владимира Козлова ("Гопники" и "Школа"). Описанное там мироощущение нашего "простого русского мужика" - сугубого коллективиста, в подавляющем большинстве застывшего на подростковом уровне развития, никуда с годами не девается. Ну, разумеется, должна появиться в доме хозяйка, она будет борщ варить и рубашки стирать. А там и детишки заведутся, о них надо подумать, за ум взяться, в люди их вывести. Можно, конечно, и на сторону сходить, но лучше, чтобы законная жена не знала: на что нам лишние проблемы.

Лев Толстой всю эту бытовую логику сминает единым махом. Зачем совокупляться, зачем жениться, зачем детей рожать - если в итоге нас все одно ждет трагедия? Бесконечная череда рождений не имеет очевидного смысла. А потому нужно прекратить плодиться, разом разрубить гордиев узел похоти и влечения - "свиной жизни", по Толстому. "Род человеческий прекратится? Да неужели кто-нибудь, как бы он ни смотрел на мир, может сомневаться в этом? Ведь это так же несомненно, как смерть. Ведь по всем учениям церковным придет конец мира, и по всем учениям научным неизбежно то же самое. Так что же странного, что по учению нравственному выходит то же самое?"

Наверное, так же рассуждали русские сектанты-скопцы, в переписке с одним из которых - с Гавриилом Меньшениным - состоял Толстой. Скопцы сделали свой радикальный вывод из этой идеологии (опираясь на одно место из Евангелия от Матфея, оно же стало эпиграфом к "Крейцеровой сонате"), но иначе как изуверство мы их выбор квалифицировать не можем. Мы в состоянии подспудно чувствовать правоту Толстого, но на каком-то глубинном уровне он не убеждает, все наше нутро этому сопротивляется.

Однако выпахивает граф верную борозду. Дело в том, что вся проблема с блудом, с грехами плотскими, которая ставится христианством, заключается в одной очень простой вещи: наш секс психичен. Православный богослов Сергей Троицкий пишет в "Христианской философии брака": "┘Сознание, дух человека должен быть связан только с индивидуальной частью организма, с телом, а не с делящеюся плотью". Мы осознаем, что мы делаем, когда сплетаемся в объятиях. Сорвав плод с древа познания, наши библейские первопредки обрели самосознание и устыдились своей наготы. Мы стали как боги, получили власть над собой, но взамен были обречены на смерть и деторождение.

Потому эмпирический секс всегда сопряжен с душевными муками, со стыдом - отзвуком первородного греха. Эту утреннюю пустоту знает каждый, кто проводил бурные ночи любви. И еще со смехом. Один мой знакомый, ныне кандидат философских наук, во время осуществления полового акта как бы увидел себя со стороны и дико расхохотался, вызвав понятное недоумение своей визави: пришлось ноги уносить. Другие, наоборот, обставляют зону случки зеркалами, чтобы бесконечными отражениями подбодрять себя и партнершу, настраивать, так сказать, на волну. Всевозможные перверсии, эксгибиционизм, вуайеризм, фетишизм: они отсюда же, на эту тему.

Реальный секс дико условен и некомфортен. А у героев порнофильмов, порнорассказов нет психики, они совокупляются радостно, самозабвенно, экстатически, заставляя нас заново поверить, что есть, есть он - секс нашей мечты, где мы возвращаемся в райское состояние неразличения зла и добра. И порнография является, по существу, сегодня самым чистым искусством. Она воскрешает в нас представление о возможности идеального секса. Вы полагаете, что порнография будит животную чувственность? Ничего подобного, она всего лишь пытается переключить наше сознание, уравновесить и успокоить конфликты нашей души. Это чистая механика, где нет соблазна, где нет страсти и угрызений совести, где нет голодных детей, абортов и поломанных судеб. И одинокая мастурбация - это жалкая, безнадежная, но по-своему трогательная замена молитвы в безрелигиозном и насквозь мистифицированном обществе.

Похоже, я знаю ответ на толстовские вопросы. Это не рецепт, это голословное заявление. Меня нельзя проверить, но и опровергнуть тоже нельзя. Наш брак, наша половая и родовая жизнь имеют смысл и высшее оправдание только в одном случае. Если любовь преодолевает половые различия, если двое становятся единой плотью. Если ты готов растоптать свое "я", спалить его в любовном огне, который незаметно и закономерно оборачивается тихо и уютно мерцающим семейным очагом. Тогда освящается брачное ложе, и двое получают жизнь вечную.

Толстой об этом ничего не написал, и я даже знаю, почему: ему серьезно не повезло в браке. Все его поздние метания и чудачества, вся эта сектантская этика, весь этот толстовский уход суть закономерные следствия безлюбовной жизни, единоличного взгляда на мир и безнадежно честной попытки разобраться, что же в этом мире неладно. И больше ничего, никакой унесенной в могилу тайны. Так мне сдается.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
538
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2262
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1487
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1116

Другие новости