18 декабря мы в четвертый раз вручали премии "Дебют". На конкурс было прислано более 42 000 работ. В результате последовательного вычитания слабого, посредственного, неплохого, очень любопытного, хорошего и даже блестящего получили в сухом остатке пятерых лауреатов по основным номинациям и двух лауреатов специальных призов ("Голос поколения" от Министерства культуры и приза за литературную критику и эссеистику от Попечительского совета премии).
Что я предвижу?
Старшая литературная генерация - целиком или в лице отдельных весьма достойных представителей - может не воспринять представленных нами новых писателей. Кто-то снисходительно подумает - мол, ладно, выбрали из того, что было. Литературные подростки - что с них взять? Другие сильно рассердятся: гора родила семь мышей, и можно ли вот этим недорослям платить эксклюзивный гонорар по две тысячи долларов, когда литераторы куда более состоявшиеся, гораздо лучше умеющие писать получают от силы по пятьсот?
И невозможно будет объяснить про тексты наших лауреатов и финалистов, почему это хорошо.
Старшее поколение видит в литературе молодых пространство ошибки. Грамматической, стилистической, композиционной и так далее. Смутно припоминаю фантастический рассказ, когда человек, отправившись в прошлое и пытаясь привлечь к себе внимание Пушкина, послал ему под своим именем стихи Блока. Пушкин ответил, что стихи плохие, и единственное, что привлекло его внимание, - это забавные грамматические ошибки в рукописи. Там между путешественником во времени и нашим Первым классиком лежало полтора столетия. Примерно такой же промежуток времени, заархивированный неизвестной программой, уместился в наших девяностых. Причем конфликт поколений в литературе - только одно из проявлений Большого Разрыва. Есть и другие.
Вот об этом Большом Разрыве, о его природе, социальной и метафизической, я бы и хотела прочитать у молодых.
Я понимаю, что тема задана предельная. Может быть, для юного человека непосильная. Однако именно новое поколение заинтересовано в осмыслении проблемы. Старшим по большому счету уже все равно. Задирать штаны и бежать за комсомолом они не собираются - и правильно делают. Кто написал свое и настоящее, тому молодиться не к лицу. Остальные благоразумно держатся освоенной территории. А молодым, которых временной поток несет туда же, куда и всех, предстоит заполнить пропасть собственными телами.
Один из вопросов, на который следует ответить: надо ли искать взаимопонимание между "отцами" и "детьми"? Я, например, не имею своего решения. Такой большой духовный ремонт - дорогое удовольствие. Может, так и следует дожить - старшим в своей стране, младшим в своей? А с другой стороны, плата одного отдельно взятого человека за двойное гражданство - российское и российское - может оказаться непомерно велика. Вот про такого человека я и хочу прочитать у конкурсантов будущего "Дебюта".
Почему-то в потоке "Дебюта" все больше социальной прозы. Почему-то все меньше одаренных молодых людей согласны тратить слова на описание того, кто с кем пил и кто чем догонялся. В молодой литературе растет содержательная часть. Именно - о жизни, именно - искренне, честно, жестко. Читайте "Школу капитанов" кемеровского прозаика Андрея Иванова, первым получившего специальный приз.