На самом деле "История одного города" - это самая великая книжка на русском языке. Ну, может, еще "Очарованный странник". И "Соборяне". И "Козьма Прутков". И "Идиот". И "Четвертая проза". И "Страшная месть". И "Невский проспект". И "Иван Федорович Шпонька и его тетушка". Честно сказать, у нас много самых великих книжек, но в части патриотизма "История одного города", конечно, самая патриотическая.
Ибо ее мораль такая - нас дерут, а мы крепчаем. И еще такая - сколько Романовы ни драли русский народ, а русский народ еще драть и драть. И еще такая - варяги, идиоты, - драли, немцы, кретины, - драли, и социалисты, недоумки, будут драть, а нам, татарам, все одно. Дерьмо не тонет, ну и шут с ним. Сегодня оно здесь, завтра в Санкт-Петербурге, а послезавтра уже без ноздрей и в Березове.
Потому что человек у власти в России обязательно подлец, так сложилось исторически. Не в России, конечно, тоже подлец, но в России этот подлец особенно подл и ничтожен, потому что нерусский.
Моя любимая глава в "Истории одного города" - это опись губернаторов: "Ламврокакис, беглый грек, без имени и отчества, и даже без чина, пойманный графом Кирилою Разумовским в Нежине, на базаре. Торговал греческим мылом, губкою и орехами; сверх того, был сторонником классического образования. В 1756 году был найден в постели, заеденный клопами".
Власть в России, этот стозевный, облый и озорный Гаврила Харитонович Гайдарочубайс, - обязательно вор или торговец, нерусский, пойманный черт знает где и водворенный во власть черт знает кем; и обязательно сторонник классического образования. Одно утешает - кончит он так же бесславно, как и жил, не от клопов, так от других сторонников классического образования (которые ничем не лучше клопов).
А народ побуянит, сбросит с раската Степку да Ивашку, и пойдет строить ракету и плотину, и ядерную бомбу, и звездолет, и воскрешать мертвых, и делать другие русские дела во имя космической любви и счастья даром для всех, чтобы никто не ушел обиженным.
Потому что русские они такие.
Русские первыми придумали Большую Логику, которую попытался рационально записать Гегель. Русские изобрели колесо, которое не катится, и печь, которая катится.
***
"Все, что изобрели русские, ставит в тупик нерусских. Русские настолько странны, что все остальные народы их не замечают, имеют о них очень смутное представление, как о мифических существах сакральной географии.
Русские очень злы, поскольку совершенно непонятны и многочисленны. Русские очень добры, поскольку они и есть Добро. Каждый порядочный человек на земле - русский. К русским принадлежат не только люди, но и особые избранные стихии, некоторые звери, духи, растения, камни, воды.
Русские не подчиняются законам физики, биологии и психологии. Все приборы при измерении русского человека ломаются. Русские мерят все своей собственной мерой, которая бесконечна. Русский слишком велик, чтобы втиснуться в дефиницию. Говоря "русский", ангелы колеблются, не зная, как жить дальше..."