Друзья, почти со всеми я сидел в жюри, мы журили, поощряли, жадно обсуждали виденное. Теперь хотелось бы, чтобы каждый мог огласить свои впечатления от этой демонстрации ярких лент, воздушных угрожающих змеев и, быть может, радужных мыльных пузырей.
Алексей Коленский, агентство "Информкино"
Известные мордатые функционеры могут весело насвистывать, пока отсутствуют внятные критерии состоятельности того или иного произведения - черная дыра, зияющая повсеместно и во всех смыслах (на фестивалях, в профильных изданиях, киношколах, умах и господствующих мнениях). Фестиваль прореху не подштопал и не порвал. Обсуждения сведены к толкам в курилке и комнате совещаний жюри, творческие достижения блещут подслеповатой видеопроекцией. Между тем участники "Стыка" представляют из себя подлинную элиту национальной надпоколенческой самодеятельной культуры! У этих ребят и девчат нет и не может быть ни шкурных мотивов, ни социальных перспектив. Их творческий пафос не конвертируем в вымученную и бесстыжую публичность.
Алексей Юсев, культуролог, книжный магазин "Фаланстер"
Ближе к лентам. На экране - "Последний порнофильм". То голый юноша в плаще и очках читает резиновой кукле высокую классику. То трое раз за разом пытаются изобразить приступ ревности пришедшего внезапно мужа. Все происходящее идет с закадровым голосом режиссера, записанным одновременно с действиями актеров, и указывающего, что делать каждому. Зрелище, в общем, весьма унылое. Многие уходили, несмотря на мелькавшую обнаженку. Фильм казался слабым, игра актеров была ниже всякой критики. Как я ошибался! Спустя сутки я узнал от осведомленного человека, что ребята на самом деле пытались снять настоящий порно/эротический фильм. Поняв весь комизм ранее увиденного, я переоценил внутри себя качество этой работы.
Могу выделить работу группы "Радек", заключавшуюся в том, что на экране были показаны новости недельной давности. Я смотрел на экран и видел себя, неделю назад смотрящего эти новости. Это был сильный эффект. Насколько же велика сила медийного образа, влияющего на нас! Над старыми новостями будто поработал шаман, снял с них сглаз и порчу, и они предстали беззащитными. Оголилась вся ложь. Новостей больше смотреть не хочется.
Алексей Коленский
"Вы думали, мы с телевидения? А мы из тюрьмы!" - помахивая жужжащей бензопилой перед носом ошалевшей тетки, гогочут два сытых пацана. Предлагают опробовать товарчик. Бульвар, весна, пара галстуков и кокетливый целлюлит: тетка стреляет глазенками в поисках "как бы" скрытой видеокамеры...
Олег Киреев, критик, писатель
Можно было ожидать безусловно, большего. Я насчитал всего три-четыре чего-то достойных фильма за всю четырехдневную программу. В связи с этим приходится также выразить неудовлетворение работой вашего жюри. Коль скоро хороших фильмов нет, то не стоит и давать награды. Хотя я, конечно, понимаю, что в коллективном жюри сталкивается много разных взглядов┘ но все равно, например, киевский фильм "Цикута" не должен был получать никакую премию ни при каких обстоятельствах!
Алексей Юсев
Неправда, фильм "Цикута" безумно хорош. Я был поражен уровнем работы режиссера Александра Шапиро. Своя авторская (непатентованная!) манера съемки. Черно-белый, видимо, чтобы был дешевле. При этом почти на год приостанавливалась работа, и не из-за того, что одна из звезд ногу сломала. Удалось узнать краткие сведения о Шапиро. Он экспериментирует с психоделическими состояниями, но также еще и замечен в культурных акциях протеста на Украине. Мне безразлично, на какой кто стороне баррикад. Мы, обычные люди, - это последнее, о чем думают политики наших стран. Займемся же искусством.
Алексей Цветков, прозаик, публицист
Искусством? Невротическая реакция типа "художник в политике разбираться не должен, а должен фигу им всем показывать" свойственна несчастным, большая половина жизни коих прошла при позднем деградировавшем совке, а стык-генерация моложе, и для нее антисистемный активизм - такое же самовыражение, как личная страничка в сети или легкие наркотики на вечеринке.
Два года назад главный приз получил "Случай с пацаном" про стремную белорусскую оппозицию, управляемую батькой. В этот раз, кроме конкретного политического материала на уровне содержания фильмов, было еще много социальной позиции на уровне оптики, формы, метода, отношения к материалу, а это поважнее. Видимо, ощущая все это, директор "Стыка" Сергей Сальников и ходил с большим значком движения "Единство" на груди, пытаясь то ли безнадежно дискредитировать эту партию, то ли уравновесить воцарившийся в зале градус радикализма.
В итоге я жюрил за Епифанцева. Этот режиссер знает, как красива свежая кровь. Своя и чужая.
Дмитрий Булныгин, видеохудожник, директор фестиваля сверхкороткого фильма, Новосибирск
По поводу Епифанцева - возражу! Ранее я видел только одну из его работ, что показывали по телевидению, про "Тайд", и с любопытством ждал других. Увы, мои ожидания почти не оправдались. Несмотря на то что данный автор наиболее профподготовленный среди остальных участников (а нам-то что!) складывалось впечатление, что он рассказывает одну и ту же историю, несущую в себе подземный и надземный смысл. Почти отсутствует самоирония, а она как раз и могла бы быть главным интеллектуальным раздражителем.
Но в целом фестиваль обрадовал наличием авторов, способных на прорыв участков альтернативного фронта уже к весне или уж точно к следующей зиме. Главное, чтобы все они были долго живы и потенциально здоровы. А камеры мы купим!
Сергей Шаргунов
Ловим на слове. Спасибо за разноголосицу.