0
1220
Газета Внеклассное чтение Интернет-версия

18.12.2003 00:00:00

Опиум для народа

Тэги: Латышева, женщины, террористки


Не религия, а революция - вот опиум для народа.
Симона Вейль

Марина Латышева. Женщины-террористки. - М.: Яуза, КСМО, 2003, 320 с.

Хотя в книге говорится об истории, а не о современной практике терроризма, ее информационный повод более чем очевиден. Захват "Норд-Оста", взрывы в Москве и смертницы в паранджах. Сегодня любое высказывание на эту тему так или иначе ложится на весы "борьбы с международным терроризмом". На ту или иную их чашу. Конструкция весов представляется мне более интересной, чем устройство лежащей на них гирьки, поэтому речь у нас пойдет в основном не о книге.

* * *

Средства массовой информации стараются убедить обывателей в том, что террористы (конечно, "международные" - ведь "у преступника нет национальности" несмотря на то, что "патриотизм есть последнее прибежище негодяя") - это аффектированные своей исторической неудачей "дикари" - "варвары", пытающиеся идти наперекор прогрессу. Это не совсем так.

Из книги журналистки Марины Латышевой, в частности, можно узнать, что вдохновительница крупнейшей германской террористической организации "Фракция Красной армии" Ульрика Майнхоф была потомком великого поэта-романтика Фридриха Гельдерлина. А ее сподвижница Гудрун Эннслин - прямым потомком самого Гегеля. Что это - случайность, наследственная перверсия?..

Напротив. Начнем с того, что терроризм - изобретение отнюдь не "международное". Это, если угодно, неотъемлемый механизм того самого "прогресса", культ которого насаждался и продолжает насаждаться на Западе.

Почему многие наши улицы до сих пор носят имена Софьи Перовской и Ивана Каляева? Потому что - "безумство храбрых". Потому что их средства были ужасны, но цель - свята. Что же это за цель? Изменение общественного устройства? Далеко не только. Как писал Арнольд Тойнби, "важнейшим принципом жизни является то, что для того, чтобы достигнуть какой-то определенной цели, следует стремиться не к самой этой цели, но к чему-то еще более возвышенному, находящемуся за пределами данной цели". А стало быть, истинной целью всякого "преобразователя", будь то революционер, террорист или реформатор, является его вера.

Вопреки расхожему мнению, фанатизм - это прерогатива интеллектуалов, а не наследие "темных масс". Народ идет за пастырями, если чувствует в них фанатизм истинной, нестилизованной веры. В этом один из секретов успеха коренных исторических преобразований. Не адепты московской старины, а неистовый Петр и его "немцы" проявили пассионарную энергетику непреклонного реформаторства. Не темное крестьянское большинство, а красные комиссары - адепты "великого учения" - оказались фанатиками, способными всколыхнуть волну Гражданской войны.

Вера превыше опыта. Например, крестьяне 20-х предупреждали тех же комиссаров, пропагандистов коллективизации, что "чужая скотинка" останется неухоженной. Великое учение с негодованием отвергло эти предрассудки "мелкобуржуазного обыденного сознания". И что же?..

Возникает вопрос: что позволяет фанатикам пересилить "инерцию" опыта? Почему фигура "борца за идею" оказывается в наших глазах более значимой, чем обыденность, взывающая к "позорному благоразумью"? Ответ прост. Все инициаторы революционных переворотов соблазняют обывателя мифом исторического "ускорения", приближающего установление "золотого века" истории.

Никакого "героизма" в этом историческом нетерпении нет. Нетерпение есть качество "человеческое, слишком человеческое". Естественная, природная установка простого воспроизводства, общая для человека и для животного, означает: я произвожу столько, сколько могу потребить, и потребляю столько, сколько могу произвести. Историческая установка требует производить гораздо больше того, что требуется для поддержания существования, а потреблять значительно меньше того, что произведено. Отчужденный излишек скармливается Молоху прогресса.

Человечеству как виду был отпущен огромный планетарный срок - при традиционном использовании ресурсов Земли их хватило бы на сотни миллионов лет. Но принципом такого существования должен быть аскетизм: подчинение индивида интересам вида, краткосрочных целей - долгосрочным. Способность переносить тяготы такого "скучного" повседневного существования воспитывает в человеке религия, но ей почти не осталось места в современном западном мире. И начало тотальной секуляризации Запада положили вовсе не "левые", с их почти непременным террором, а "великие маргиналы" - либеральные гуманисты, наследники Реформации.

* * *

Как писал покинувший нас в этом году Александр Сергеевич Панарин, "исторический прогресс, как и прогресс научно-технический, есть игра с нулевой суммой". Это означает, что выигрыш возможен только за счет соперника. В случае с научно-техническим прогрессом в роли такого соперника выступает природа. В случае с прогрессом историческим тяготы поражения приходятся на долю традиционных обществ.

Ну например. Великая индустриальная революция в Англии осуществлялась за счет "огораживания" - уничтожения и маргинализации крестьянства. Жертвой социалистической индустриализации стало уже крестьянство российское. И не случайно чудо экономических темпов роста в СССР было столь кратковременным - индустриализация выдыхалась по мере того, как крестьянство превращалось из большинства в меньшинство; когда для дальнейшей поддержки "социалистического строительства" понадобились дополнительные резервы социального "топлива", возник феномен массовых репрессий, открывающих доступ к использованию труда заключенных. Для Запада таким резервом стал весь остальной мир - роль "массовых репрессий" здесь сыграла политика колониализма.

Классический колониализм окончился после Второй мировой войны, но на смену ему пришел колониализм постиндустриальный, когда страны, не входящие в постиндустриальную элиту, используются в качестве сырьевой и производящей базы, а страны "золотого миллиарда" живут на ренту с "копирайта" и продолжают извлекать из дешевого труда Востока и Юга все те же сверхприбыли, направляемые на совершенствование социальных, информационных и научных технологий, то есть на создание новых копирайтов и на извлечение новых сверхприбылей.

Таким образом, Западу необходимо всеми способами поддерживать дистанцию между собою и "остальным миром" - если она исчезнет, благоденствие прекратится. На роль такого "пограничника" и назначен "международный террорист" с отчетливой расистской идентификацией.

Кстати, обратите внимание, что с легкой руки теоретика мондиализма Жака Аттали пресловутый "мир без границ" стали называть не как-нибудь, а именно "мировой деревней". "Деревня" - это симптоматичная оговорка. Раз есть "деревня", будет и "огораживание". Все народы равны, но некоторые равнее других. История - это игра с нулевой суммой.

* * *

Альтернативой идее прогресса, как уже говорилось, является идея Бога. Альтернативой историческому нетерпению - претерпевание Вечности. Пожалуй, его единственным рудиментом в секуляризованном западном сознании остается крестьянский труд. Не фермерское или колхозное "производство сельскохозяйственной продукции", а непосредственное ковыряние в земле на пресловутом "дачном участке" или деревенском "огороженном" огородике. Такой труд - не "средство к существавнию" и не цель. Он и есть - само существование.

Недавно я перечитал главную в своей жизни реликвию - толстую амбарную книгу, в которую мой дед вносил всякие хозяйственные записи с 1958 по 1991 год. Меня поразило, что деревенская жизнь, казавшаяся мне, ребенку, такой безоблачной и счастливой, на самом деле представляла собою сплошную череду бед и несчастий. Эта жизнь была штормовым авралом, когда вся команда, позабыв о порте назначения и надувая жилы на лбах, из последних сил борется за "плавучесть". И так до конца. Последняя запись, сделанная за несколько дней до смерти, гласит: "Плюс 36 все две недели. Земля потрескалась. Виноград в мильдью. Не было никогда..."

И обрывается на полуфразе, как и положено последней записи в бортовом журнале.

* * *

В статье "Мистика труда" Симона Вейль пишет: "Монотонность может быть самой прекрасной вещью или же самой ужасной. Она прекрасна, если является отражением вечности. Она ужасна, если является признаком неизменного круговорота. Больше, чем в хлебе, трудящиеся нуждаются в поэзии. Им нужен свет вечности. Источником такой поэзии может быть только религия. Не религия, а революция - вот опиум для народа". Конец цитаты.

Почему великий Рим пал под партизанскими наскоками варваров? Потому ли, что варвары предложили "историческую альтернативу" римской цивилизации? Нет, их так же привлекала римская роскошь, как нынешних жителей Востока и Юга привлекают блага западной цивилизации. Потому ли, что гунны и алеманны оказались искуснее в битве? Тоже нет - тот же Аттила бывал жестоко бит римским полководцем Аэцием...

Рим пал, потому что лишился своей религии, имманентной идее "земного царства". Вечный город перестал быть вечным, утратив ощущение вечности. А шумные "террористические" акции варваров были лишь симптомами его духовной болезни. Вряд ли стоит пренебрегать этим очевидным уроком.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Яблоко" и КПРФ обучают своих людей по-разному

"Яблоко" и КПРФ обучают своих людей по-разному

Дарья Гармоненко

Практические знания для широкого круга активистов полезнее идеологических установок

0
809
Экономисты взяли шефство над Центробанком

Экономисты взяли шефство над Центробанком

Михаил Сергеев

Появились цифры, о которых до сих пор молчали чиновники мегарегулятора

0
1419
Пекин предложил миру свой рецепт борьбы с бедностью

Пекин предложил миру свой рецепт борьбы с бедностью

Анастасия Башкатова

Адресная помощь неимущим по-китайски предполагает переезд начальства в деревни

0
1216
Госдума жестко взялась за образовательную политику

Госдума жестко взялась за образовательную политику

Иван Родин

Законопроект об условиях приема в школу детей мигрантов будет одним из эпизодов

0
1065

Другие новости