А.Кутьина, Г.Лукс, А.Матвеева. Неформальные объединения молодежи на рубеже тысячелетий/ Под общей редакцией Г.Лукс, О.Фурсова. - Самара: Самарский университет, 2002, 104 с.
В ноябре 2001 года в Самаре произошло событие, испугавшее местных начальников. Группа молодых людей (возможно, скинхедов) напала на подростков из престижного колледжа, где учатся дети политической и экономической элиты, новых русских и избила их.
Вообще-то в Самаре ежедневно кого-нибудь бьют. Но тут побили "не тех" - и губернатор области срочно собрал совещание, на которое были приглашены и местные социологи. Кто, дескать, смеет трогать наших детей? Социологи развели руками: молодежные субкультуры, неформалы, общемировое явление, что поделаешь┘
Какие неформалы? Какие субкультуры? - удивились начальники. Мы еще не всю госсобственность поделили, а нам тут уже классовые конфликты устраивают! Разобраться!
Продуктом разбирательства стала оплаченная самарской администрацией книга, среди множества авторов которой двое "ведущих специалистов" какого-то "Международного Института Рынка". Чудовищно безграмотная, чудовищно некомпетентная, полная подтасовок, ошибок и откровенных глупостей.
Чего тут только нет! Например, представители религиозных групп записаны в "неформальные объединения молодежи". Православие, ислам и иудаизм - конфессии, а все остальное - "НОМ". Причем не важно, сколько этим верующим лет. Представители разных политических партий и течений - тоже "НОМ", если их партии не представлены в Госдуме. И всякие спортсмены (от сноубордистов до каратистов) - "НОМ". И фашисты, между прочим, тоже "неформальное объединение молодежи". А знаете ли вы, что в России - "4 миллиона фашистов"?!
Далее из книги можно узнать, что уличная шпана - это такая отдельная молодежная субкультура. Называется "гопники". Основная задача "гопников" - "мешать жить" всем остальным неформалам. Теперь это не цитата из песни Майка Науменко, теперь это данные "научного исследования"!
А еще есть субкультура под названием "золотая молодежь". Отличительные признаки: хорошо одеты, ездят на дорогих автомобилях, поздно ложатся спать, поздно просыпаются и┘ "морально и физически разлагаются". Я не шучу. Еще есть субкультура "клабберов", то есть клубной молодежи, завсегдатаев ночных клубов. К ней относятся (только без истерик)┘ "металлисты"! "Гопники", впрочем, тоже.
Спрашивается, зачем все это придумано?
Автор предисловия О.Фурсов - человек простой - объясняет. Затем, оказывается, чтобы с помощью книги компетентные органы могли "выявлять" на ранних стадиях разных нехороших неформалов и успешно "переориентировать" их деятельность на что-нибудь социально полезное. Дело в том, что, с точки зрения О.Фурсова и других авторов книги, вообще вся молодежь входит в какие-то "НОМ", а эти "НОМ" делятся на две основные категории: "социально-полезные" и "социально-вредные" (они же "экстремисты").
Самые полезные социально-полезные - это "Идущие вместе" и... "ролевики". То есть, например, толкиенисты, воображающие себя хоббитами, гоблинами и орками. Такое впечатление, что, если бы не Уголовный кодекс, авторы книги и наркоманов записали бы в социально-полезные "НОМ". Тоже ведь бегут в мир иллюзий┘
Зато те, кому не нравится политика администрации Самарской области, - это "экстремисты". Действия "экстремистов" у авторов вызывают искреннее изумление и осуждение. Ну, как можно, например, устраивать пикеты перед зданием администрации президента или перед зданием областной администрации? Это же "вызывающее поведение"!
Вот взять, в частности, НБП. Разумеется, это "НОМ". И сказано в книге так: "Национал-большевики в Самаре - проповедники террора". Никаких фактов, подтверждающих этот вывод, не представлено. Но этого и не нужно. Это же написали "ученые", следовательно, это "экспертная оценка"! Ждите суда над самарскими национал-большевиками. И книга на этом суде будет "вещдоком".
Такой вот "научный труд". Начинается с глупостей, заканчивается доносом. Такие вот "научные работники". Сразу чувствуется - "Институт Рынка"...