0
1053
Газета Внеклассное чтение Интернет-версия

17.07.2003 00:00:00

Плата за выход

Тэги: Козлов, школа


Владимир Козлов. Школа. - М.: Ad Marginem, 2003, 288 с.

Первая книга Владимира Козлова, сборник рассказов "Гопники", была похожа на нокаут после серии прямых ударов - стремительный стиль, напор, обилие действия, кинематографический эффект "отъезда", отстранения от происходящего - за счет глаголов настоящего времени первого лица: иду, бью, добиваю.

"Школа" - апофеоз фирменного стиля. Даже не нокаут - когда тебя переезжает электричка, это уже не нокаут. Неостановимо прущие через тебя, по тебе локомотив и вагоны, насилие, боль, насилие.

Выпускной класс школы. Окружение героя: с одной стороны, школьный официоз, директор и учителя, разговаривающие на каком-то нечеловечески фальшивом языке, и - с другой стороны - спившиеся заводские работяги. Насилие: основной способ коммуникации с окружающим миром во всех его проявлениях. Боль: основное свидетельство того, что коммуникация состоялась. Насилие - в ответ на боль. Пасторальная сценка - на сладкое.

Констатацию, первичное описание этого дьявольского коммуникативного цикла "насилие-боль-насилие" хотелось бы оставить там, в "Гопниках". От "Школы" ожидалось не столько собирание в фокус разнообразных насилий, составляющих насилие как основу мира, который описывает Владимир Козлов, сколько его преодоление - у "Школы" была такая программа, одна из возможных программ. "Школа", последний класс школы, следуя логике "Гопников", - точка невозврата, отметка если не об окончательном, то решающем выборе, момент перелома. Возвращение в нее - из офиса, в котором осталось сидеть еще пять часов, - лучшее тому доказательство.

Программа выполнялась технически безупречно. Еще одно подтверждение тому, что Владимир Козлов - очень хороший писатель: в рассказе происхождение порока не изобразишь, только его оскал, зато уж Батон из "Школы" - стенограмма порока, день за днем, месяц за месяцем. Тончайшие нюансы падения, фиксируемые с холодной, все более холодной жестокостью. Но выполнена программа тем не менее не была или была, но не до конца - может быть, не хватило каких-то пяти часов.

Фокус в том, что насилие - то, на котором построен мир "Школы", - нельзя вынести за скобки, оставить по ту сторону двери, уйти от него в светлое будущее в обнимку с девушкой и с бутылкой вина в другой руке. Соблазнительная картинка не срабатывает. Диктат насилия, который принимает и осуществляет в "Школе" Козлов, - это баланс между сценой группового изнасилования слабоумной и платой за выход: любовь не спасает мир и даже героя не спасает, выход, может быть, и есть, но он не может быть таким. Он не через забытье на крыше. Такой финал невероятен и несоразмерен, или же хотелось бы закрыть от героя солнце - оно будет добрее.

Но хотя на первый взгляд такой вариант интерпретации удивляет, к нему стоит присмотреться внимательнее: то, что глаз уже совсем было принял за пасторальный катарсис, "мальчик с девочкой дружил", на самом деле - сигнал воздушной тревоги. Финальная сцена представляется теперь в несколько ином свете: исчадие насилия вплотную подошло к полуприкрытой двери в "нормальный мир", оно не испытывает раскаяния и угрызений совести, оно вообще "не прощалось с прошлым".

Это мог бы быть приквел "Прирожденных убийц".

Во всяком случае - насилие собрано в единый луч, которым можно срезать гору. Однако есть подозрение, что этого не случится - все горы останутся на своих местах.

Возможно, потому что насилие завораживает. Потому что, читая "Школу", наслаждаешься скоростью, с которой разворачивается перед глазами насилие во всем его многообразии. Потому что автор наслаждается скоростью вместе с нами.

Вот странность: у Козлова никто не умирает. Никого не убивают. Смерти вроде бы как и нет. Нет последней меры и цены насилия. Это сообщает происходящему оттенок наркотического трипа, в течение которого окружающие предметы видоизменяются, но на следующее утро вновь оказываются привычной формы. Все живы, вечеринка продолжается.

В то же время заплатить за насилие кто-то должен: либо автор, либо герой, либо читатель. Автор по этому чеку заплатить не сможет, герой - уже приобретший инфернальные черты посланца зла - скорее всего не захочет, остается один читатель.

Цена не так высока: мастерски написанный триллер, обрывающийся незадолго до начальных титров сериала "Бригада", но не падающий в поле экрана, "современный роман", крепкий проект, отличный писатель. Не будь он так заворожен материалом - нарративом насилия, проявлениями насилия, - глядишь, и книга бы получилась хорошая.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1862
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1888
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
1601
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
993

Другие новости