Я видел Белоброва-Попова всего один раз. Это было на каком-то соросовском мероприятии, посвященном интернету. Выступали идейные наркоманы и коротко стриженные сторонники "легализации", похожие на комсомольских вождей предыдущей эпохи. Они сопровождали свою презентацию поучительными видео о пользе получения грантов.
Белобров-Попов представился: Белобров-Попов. Хотя я слышал, что на самом деле их двое и они ученые профессоры. У них даже сайт такой есть - "Ученые профессоры Владимир Белобров и Олег Попов". Даже несколько сайтов.
В интернете Белобров и Попов выступали с рассказами потрясающей красоты. "Старшеклассник Вова Лобанов сел за стол, чтобы написать рассказ про любовь. Он взял ручку и вывел заголовок: ЛЮБОВЬ. Но потом зачеркнул и написал сверху: ВСТРЕЧА. Потом отступил две строчки и написал: "Смеркалось. В воздухе пахло фиалками". Потом опять все зачеркнул и написал: "Взошла луна. На дереве заухала сова. На сосне заскрипела макушка". Но снова зачеркнул и написал: "В подъезде все лампочки были выбиты. Ваня Сибирко осторожно поднимался по лестнице". Но опять зачеркнул и опять написал: "Взошла луна". Но зачеркнул и написал: "Смеркалось". Зачеркнул, скомкал листок и бросил на пол. Потом аккуратно вывел на чистом листе большими буквами: ВСТРЕЧА".
Еще у них есть повести "Му-му возвращается из Ада", "Письмо в Ад", "Череп с зубами" и "Кровавая ночь в пионерском лагере". Все это совершенно гениально и лучше некуда. Ученые профессоры даже издавались на бумаге в издательстве "Красный Матрос", тиражом в 500 штук, но эти книжки почему-то никто не читал.
А еще они написали книгу "Красный Бубен". Это роман, крупная форма. Ему прочили всевозможное: начиная с лавров "Национального бестселлера" и кончая всероссийской славой борисов моисеевых от постмодерна, наподобие "Мифогенной любви каст". Ничего подобного ученым профессорам не обломилось.
Критики не любят книгу, если не знают, куда ее отнести. Есть ниша "книги для дамочек от рекламного бизнеса с липосакцией и высшим образованием" (называется "НЛО"). Есть ниша "книги для прыщавых подростков" (называется Перумов и Лукьяненко), но такое в приличных обозрениях и не рецензируют. Есть книги для пенсионеров с высшим образованием ("Вагриус") и книги для пенсионеров просто ("Диагностика кармы" и прочее Коэльо). Есть книги для желающих сублимировать социальное - Проханов, Лимонов и Илья Стогофф. Есть совсем уже подлые ниши: детективы, боевики и женский роман. Есть книги для провинциальной молодежи из небедных, на них написано "Читать модно", "Борхес", "Зюскинд" и "Книги из библиотеки Макса Фрая".
Куда отнести ученых профессоров, никто так и не понял. Книгопродавцы робко и неуверенно поставили его к прыщавым подросткам. Критики, покряхтев, записали Белоброва-Попова в пи... - тьфу! - постмодернисты, на одну скамеечку с Онуфриевым и Пепперштейном. А ученые профессоры между тем лежат настолько в стороне от магистрального русла нашей литературы (пролегающего в основном через анал), что смотрятся и там и там чрезвычайно нелепо - как водоплавающие птицы на соревнованиях по бегу в мешке.
Ученые профессоры в совершенстве освоили два приема. Во-первых, автоматическое письмо, когда сюжет, абсолютно не важный для действия и вместе с тем чрезвычайно динамичный, генерируется непосредственно в процессе написания текста. Во-вторых, эстетика западного трэш-хоррора: вампиры, трупы, оборотни и форсированное нагнетание наиаппетитнейшей безвкусицы. Результатом стал толстенный том монотонной, но увлекательной ситуативной комедии на материале трэша; книга, по сути, чисто юмористическая. Кабы ее издать в розовой обложке с ведьмочками, продавалась бы не хуже Улицкой.
Хоррором тут и не пахнет - ситуация относится скорее к разряду "они не пугают, а нам и не страшно". Но для желающего спокойно почитать книжку и поправить расстроенное пищеварение ничего слаще "Красного Бубна" нет и быть не может. Описания, персонажи, пейзажи, диалоги - все выписано в деталях, в цвете и с чрезвычайной любовью. Алкоголики воруют картошку и все, что попадется; евреи пьют кровь; кавказцы торгуют коноплей, а героические персонажи, вооружившись крестом и иконой Ильи-пророка, воюют с космическим злом и нехорошими зомби. Заканчивается оно, конечно, появлением Ильи-пророка, Армагеддоном и окончательным обустройством России в рамках отдельно взятой деревни; ситуация достаточно типичная для наших фантастов из особенно православных. Но у Попова и Белоброва оно получается не натужно и не брезгливо - не столько научно-фантастический ремикс Солженицына "Как нам уничтожить Россию" а ля Дмитрий Володихин, сколько перевод романа Стивена Кинга под тем же самым титлом.
Вот и славненько. Литература должна отражать реальность, ага. А если в реальности происходит сплошное обустройство русских деревень путем укладывания населения в гроб, в литературе ничего другого происходить и не может. Логически говоря.