Современный литературный процесс дик и неоднозначен. Все плывет, скользит, шмякает по крышке гроба увесистыми комьями┘ Главное, что характеризует ситуацию, - небывалая несвобода суждений.
В этих условиях Лимонов и Проханов вышли в кумиры пламенной литературной молодежи. Почему так? И о тех ли, об известных ли всем Л. и П. идет речь?
Несвобода особенно явно выразилась в не столь давнем казусе "гексогенщика", когда гадко лгали все. "Космополиты", сами тухло-филологичные, поражали однозначностью суждений, нежеланием признать очевидные сильные качества Александра Андреича. Тоталитарно сыпанули в одну сторону, зажмурившись. О "патриотах", заведомо тенденциозных ("О, великий певец земли нашей!"), умолчим. Подлее всех были продюсеры Проханова, разбухшее от пива скабрезное поколение, которое вообще ничего не смыслит в словесности, эти ребята вцепились в позорное словцо "драйв".
На самом деле Проханов - очень яркий персонаж, артистичный по жизни, несколько ограниченный и банальный в эпитетах, экзотичный в метафорах, построения же его "большой прозы" примитивны и схематичны. Вот это - правда! Лучше всего у него получаются передовицы в газете "Завтра", брызжущие ярким соком.
Между тем уже и молокососка Денежкина, учуяв выгоду, попискивает: "Проханов похож на мертвеца". Ой, как свежо, деточка, как своеобразно!
Эдуард Лимонов - персонаж "пусть с небольшой, но ухватистой силою". Безусловно скупой на фантазии, образы, он за счет этого достиг небывалого успеха в несусветных словосочетаниях, в энергичности формул.
Проханов и Лимонов очень похожи. Бескультурность - это их двигатель и изъян. Это залог их свежести, агрессивности, молниеносности. В конечном итоге отсюда - масштабность их подходов к человечеству. Слабость в том, что они как бы недописатели, полуграфоманы. Один держится политического фельетона, другой - жанра автобиографии, обоим ничто не сулит вырваться в безбрежный океан литературы. Ну а кому сегодня сулит?
На безрыбье Лимонов и Проханов привлекают честную молодежь своей подлинностью. У них, пускай карикатурно, но есть та Настоящая Безоглядность, которая нужна Художнику. Проханов и Лимонов - эскизы того автора, который еще явится. То есть привлекают, собственно, не эти двое, а некие их черты, которые больше не в ком найти.
Новый писатель придет, синтезировав метафористику, экзотику, жажду космических прорывов с прозрачной солдатчиной. И сделает это качественно, а не аляповато, с горечью мастера, а не в ослеплении инфантила.
Этого и ждет русская литература.
Пока же самой адекватной позицией для новых является независимость от литературно-политических лагерей. Нужно больше писать и находить в себе мужество не вестись ни на чьи уловки. Независимость - вот та высокая болезнь, которая, кажется, охватила новых. И это не беспринципность, но скорее святость.