0
1679
Газета Внеклассное чтение Интернет-версия

03.04.2003 00:00:00

Пи - здесь!..

Тэги: Постмодернизм


Честь введения в игру термина "постинтеллектуализм" (post-intellectualism) принадлежит книге Дональда Вуда "Постинтеллектуализм и упадок демократии. Крушение Разума и Ответственности в двадцатом веке". Книга была издана в 1996 году, ее автор - профессор Калифорнийского университета, читающий лекции об электронных медиа, автор нескольких книг об антропологическом измерении пронизанного телекоммуникациями современного общества.

Постинтеллектуализм - а вернее будет перевести этот термин как "постинтеллектуальность", дабы избежать повторения роковой путаницы между видовым "постмодернизмом" и родовой "постсовременностью" (post-modernity) - это происходящее на протяжении уже достаточно долгого времени вымывание внутреннего содержания из той оболочки, которую представляют современные системы и институты: государственное управление, образование, средства массовой информации, семья, экономика и так далее.

"Современная демократия - только оболочка интеллектуального идеала, который Америка восприняла более двух веков назад. Либертарианская мечта о разумном и ответственном, способном к самоуправлению населении более не представляется жизнеспособной парадигмой. Индивид более не способен функционировать как независимое существо, сообщество граждан более не способно справляться со своими проблемами. В этом заключается феномен постинтеллектуализма".

Три истории

В схеме Вуда история человечества делится на три эры, которым соответствуют три разных типа цивилизации: цикличная (преинтеллектуальная), линейная (интеллектуальная) и паутинообразная (постинтеллектуальная).

Первый тип - неэволюционная цивилизация, в рамках которой возможно лишь воспроизводство и передача коллективной "мудрости отцов" посредством оральной и графической традиции. Для такой цивилизации характерен феодальный тип экономики и социальная стабильность, поддерживаемая авторитарным или диктаторским способом правления.

Второй тип - цивилизация прогресса и экспансии, заместившая память старейшины записями, которые впоследствии уступили место печатному слову, что дало повод к образованию национальных, то есть осознающих себя как выделенных из общей (в данном случае европейской) массы народов, цивилизация книги и - как следствие - цивилизация индивидуализма и индивидуальной, а не коллективной истины. От индивидуализма же рукой подать до свободного предпринимательства, капиталистической экономики, выборной демократии, аналитического мышления, элитаризма, понятия "шедевр" и гуманизма.

Наконец, третий тип, цивилизация, к которой принадлежим мы. Ее атрибутами являются: а) "паутина" высокотехнологичных коммуникаций, знаменующая собой (и обуславливающая) социальный хаос и в конечном итоге информационную анархию (ни одно сообщение не ценнее любого другого); б)вытеснение "популярным" искусством "высокого"; в) всеобщее образование на фоне снижения уровня грамотности; г) вытеснение печатного слова визуальными образами новых электронных медиа.

Два источника

Начало перехода от второго типа цивилизации к третьему Вуд связывает с возникновением движения луддитов и романтизмом XIX века. "Точку невозврата" он наносит на временную шкалу где-то между пятидесятыми и шестидесятыми годами прошлого, XX столетия. Описание "страны победившего постинтеллектуализма" у Вуда может быть с легкостью представлено в любой книге, написаной после "Поколения Икс" Дугласа Коупленда, вышедшей в 1990-м и до сих пор определяющей стиль мышления поколения 90-х.

"Нас влечет то к одному, то к другому. Мы не знаем, куда нам следует двигаться, мы блуждаем в паутине и постоянно выбираем новое направление. Мы перемещаемся в пространстве со скоростью, немыслимой для предшествующих поколений. Мы съезжаемся, вступаем в брак без лишних раздумий, потом, когда это становится неудобно, просто уходим. Мы переходим на другую работу, едва начав что-то понимать в этой. Мы вкладываем в новое предприятие и тут же заявляем о банкротстве. У нас почти нет постоянных связей, личных обязательств и надежных ценностей. Паутинообразная культура характеризуется отсутствием корней, мобильностью, ощущением временности и потерей ориентации. Мы более не способны двигаться вперед, как это было возможно в линейную эпоху - ни в географическом смысле, ни в экономическом".

Крах интеллектуального проекта берет начало в пароксизме индивидуализма - как основы интеллектуального мегапроекта:

"Массы не хотят, чтобы их разумно и логично убеждали, приводя аналитические аргументы, они хотят, чтобы их ублажали посредством приятных глазу постинтеллектуальных образов. Граждане сегодня более не в состоянии (или больше не желают) принимать интеллектуальный вызов - думать, брать ответственность за свою судьбу. Интеллектуальный климат эпохи Просвещения оказался заменен культурной средой, слишком сложной для понимания среднего человека".

Четыре признака

Главный признак упадка постинтеллектуальной эры - это утрата ценности знания. Невежество связано с обилием ссылок и связей и невозможностью дискретного, конечного познания - по сути дела, оно есть неспособность справиться с информационной средой ввиду ее сверхнасыщенности (количество информации удваивается за менее чем пять лет). Мы не можем больше структурировать информацию. Мы больше не способны превращать информацию в знание.

Второй признак - потеря способности к аналитическому мышлению. На личном уровне это можно описать как ярко выраженный дисбаланс между двумя факторами интеллектуалистского мышления: когнитивным и аффективным, вплоть до отказа одного из них, а на уровне социальных групп - потерей баланса между стремлением к свободе и представлением об ответственности.

В-третьих, постинтеллектуальная эра характеризуется "истеблишментизмом", отсутствием критического отношения к существующим элитам. По Вуду, это результат материалистического мышления, обусловленного экономикой, ориентированной на постоянный рост (в случае с СССР можно говорить о космическом проекте и ВПК); в итоге - потеря способности не столько к критике, сколько к обнаружению предмета для критики. Бесспорное принятие основных общественных установлений не оставляет места для размышлений о более глубинных конфликтах и более отдаленных во времени последствиях.

Наконец, четвертый признак постинтеллектуализма - воля ко все более и более узкой специализации, приводящее к потере перспективного зрения. Теряя способность справляться с тотальностью наших многочисленных социальных и информационных сред, мы передоверяем управление обществом узким специалистам и технократам. На личностном уровне это ведет к отстранению и изоляции - специализация влечет дефрагментацию общения и дефрагментацию человеческой личности; на смену философу времен Просвещения приходит узкий специалист, за вечным и неизменным повторением какой-либо одной операции забывший о самой потребности использовать интеллект: "Чем больше специализирован рабочий, тем меньше у него потребности и способности думать. Чем глубже врач-кардиолог, корпоративный юрист или экономист-международник вовлечен в узкую проблематику своего поля, тем меньше он заботится о демократии".

Таким образом, кризис, результатом которого явилось постинтеллектуальное состояние, есть, согласно Вуду, внутренний кризис и последовавший за ним распад интеллектуального проекта. Постмодернизм есть частная стратегия в постинтеллектуальном поле, ничуть не менее и не более порочная, чем все прочие стратегии из нереализуемого множества стратегий.

Один выход

В последней главе книги Вуд намечает направления, на которых необходимо действовать, чтобы противостоять постинтеллектуальным тенденциям. По сути дела, предложенные им способы исправить ситуацию - настоящий консервативный террор, направленый на подавление сути современной цивилизации, какой бы пугающей и ведущей к "мировой анархии" она ни была. Реформа образования: во избежание как слишком узкой специализации, так и образования, направленного лишь на воспитание чувства внутреннего комфорта. Поддержка семьи. Деурбанизация, вплоть до ограничения телекоммуникаций. Государственный контроль над рождаемостью. Разработка концепции "не растущей" экономики (сворачивание экспансии и контроль над ресурсами). Контроль над состоянием окружающей среды. Введение прогрессивного налога - с перспективой ограничения максимального годового дохода. Переоценка приоритетов в научных исследованиях - поддержка исследований в области медицины, альтернативных источников энергии, технологий переработки отходов, социальных исследований, направленных на децентрализацию городов-империй.

Разум терпит провал всякий раз, когда пытается применить то, что он считает критериями разумности к тем явлениям, которые заведомо находятся вне поля действия этих критериев. Если и есть такие критерии, если и возможно ужать, редуцировать и свести в некую решетку все те корректировки критериев разумности, которые осуществлялись после Просвещения, то - нет никаких сомнений - решетка эта будет достаточно примитивной и, как следствие, репрессивной. Результат ее применения - рассмотрение явлений в соответствии с ее параметрами - вполне способен привести к осознанию необходимости консервации того немногого, что еще сохранилось.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1861
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1888
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
1601
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
993

Другие новости