Кто первый додумался до Ничто, неизвестно. Возможно, произошло это так. Учитель посадил ученика перед чашкой риса и сказал: "Думай о том, что внутри", - ученик сначала съел рис, а потом последовал совету учителя.
Кто первый додумался изобразить Ничто, тоже неизвестно. Вероятно, какой-то индийский математик. Так возник "ноль". Говорят, это привело к революции в математике.
Ноль всегда рисовали круглым. Поэтому долгое время думали, что Ничто круглое. Малевич первым изобразил его квадратным, хотя имел в виду, что оно никакое.
В детстве я представлял абсолютно черный цвет, сгусток космической ночи. Одно время мне казалось, что я нашел физическую аналогию. Но потом понял, что "черные дыры" - это что-то вроде разграфленных сот, до отказа заполненных материей. Неинтересно┘
Начиная с древнейших времен человечество выяснило очень мало. Примерно следующее. Настоящее Ничто - Абсолютно. Это не особое состояние материи, не иной модус реальности, не какое-нибудь Инобытие и уж тем более - не физический Вакуум с его "энергетической рябью", "нулевыми колебаниями" и "виртуальными частицами". Оно по ту сторону материи (вещества и энергии) и ее предпосылок (пространства и времени). Здесь нет "истории", "движения" и т.д. Ничто нет, и это, собственно, все, что мы можем сказать. Более полное знание невозможно, как деление ноля на ноль.
Фридрих Ницше увидел в этом Нуле основу европейской цивилизации. Но то было у них. Мы-то строили на более прочном материалистическом фундаменте. Поэтому русские писатели долго не хотели замечать Нуль в родной действительности. Заметили не так давно.
Первым был Юрий Мамлеев, разнообразный во всем, кроме сюжетов своих романов. Фабула их всегда проста. Мудрые люди занимаются поиском смысла жизни, иногда кровопролитным, иногда некровопролитным, а злобные люди-оболочки, в глазах которых светится Пустое, всячески им в этом мешают. Между делом они высасывают костный мозг из Бытия и клонируют Ничто.
Как известно, в "Фаусте" есть все, даже такое:
Дрянное Нечто, мир
ничтожный,
Соперник вечного Ничто,
Стоит, не глядя ни на что.
Артур Шопенгауэр написал двухтомный комментарий к этим трем строчкам и признается теперь величайшим немецким философом.
К месту будет вспомнить совсем не злобного и даже симпатичного человека-оболочку Петра Пустоту, который галлюцинирует на протяжении всей пелевинской книги. Только под самый конец вместе с Чапаевым и Анкой зачем-то обращает весь мир в "метафизический Урал", после чего они дружно в нем растворяются.
Наконец, пришел Владимир Сорокин со своим романом-притчей "Лед".
Люди-оболочки могут кусать локти. Искатели смысла жизни ускользнули всей тусовкой.
Да, вот так просто встали в круг и растворились в северном сиянии.
Вернуть!