Вуди Аллен, нью-йоркский режиссер, выпустил в свое время необычный фильм "Как дела, Тигровая Лилия?". Он не снял ни одного кадра, но взял готовый третьесортный японский фильм и переозвучил, подложил совершенно другую звуковую дорожку. Чем-то подобным мы занимаемся, пытаясь объяснить происходящее в мире. Отдельные события ясны, но рассказать их можно по-разному. Разные рассказчики предлагают свои нарративы, а человек выбирает для себя тот, что, по его мнению, лучше всего описывает реальность.
Двенадцать лет назад в России столкнулись два нарратива: русский советский и западный неолиберальный. Западный нарратив победил, Вуди Аллен сумел убедить русского зрителя в правоте его версии. Богатства России уплыли за рубеж, заводы стали, и сделано это было почти бескровно. Преобразование России стало доказательством: владение нарративом есть владение миром. Тот, кто пересказывает фильм, и является его режиссером...
* * *
Лев Гумилев противопоставлял сахаровской концепции "свободы эмиграции" идею связи народа и ландшафта. По Гумилеву, человек - часть этноса, а этнос - одно целое с ландшафтом. По его мнению, переселения народов и групп вызывают катастрофические последствия, когда эмигранты попадают в чуждый им ландшафт. Так, эмигранты из Европы разрушили ландшафт Северной Америки и погубили ее фауну. В Святой земле, так пострадавшей от массовой - по Сахарову - эмиграции, палестинцы составляют одно целое с ландшафтом, а эмигранты-евреи ландшафту противостоят и уничтожают его.
Умные специалисты-чужаки нанесли большой урон русской природе, затопив поймы рек. Они же разорвали связь народа и земли, борясь с "неперспективными" деревнями, укрупняя колхозы, централизуя выпечку хлеба и строя многоквартирные дома на селе.
В наши дни иноземные специалисты из Международного валютного фонда уничтожают ландшафт и культуру всех стран "третьего мира", не способных противостоять их диктату. Они абсолютно чужды местному ландшафту, и цель их совсем иная: подчинить страны "третьего мира" Западу. Это не новое явление: в свое время были вытеснены с земли крестьяне Италии и созданы латифундии. Тогда погиб Рим, и место крестьян заняли колонисты из Сирии. В Византии были вытеснены крестьяне Анатолии, чтобы создать выгодные овцеводческие хозяйства. Затем в Анатолию пришли турки и заняли опустевшие земли. В наши дни экспортированные культуры вытеснили традиционное хозяйство почти повсюду в "третьем мире"; это принесло голод и разрастание дикого мяса городов и вызвало волну эмиграции из стран "третьего мира" в Европу.
Эмиграция из стран Запада в страны "третьего мира" была формой империализма. Так были захвачены Америка, Австралия, страны Африки, Палестина. И везде империализм оказался губителен на уровне экологическом, а не только экономическом. Но вредна и эмиграция из стран "третьего мира" в страны Запада. Успехи фашистских партий в странах Европы не случайны - именно эти партии выступали против эмиграции из стран "третьего мира": ведь эти мигранты конкурируют с местными рабочими и понижают планку их уровня жизни. Иммиграция бедняков выгодна для буржуазии, так как позволяет понижать зарплату и усиливать конкуренцию на рынке труда. Буржуазия не несет социального бремени, связанного с культурным разрывом: только пролетариат живет в тех районах, где живут иммигранты. Для рабочих и бедных слоев населения западных стран иммиграция бедняков оборачивается катастрофой: так внутренний пролетариат превращается в пролетариат внешний.
Разрушение природной среды стало особенностью современного мира. Повсюду новые владыки отравляют реки, вырубают леса, делают Землю непригодной для жизни. Вместе с гибелью духа, подрывом веры, профанацией искусства и любви, отказом от братства людей, гибель природы подчеркивает апокалиптический характер действий нашего противника. Новая ситуация заставляет искать новые ответы. Поэтому, если классический марксизм считал первичной целью борьбу за средства производства, то в наши дни главной стала борьба идей - борьба за души и умы людей с Хозяевами Дискурса.