0
948
Газета Внеклассное чтение Интернет-версия

25.04.2002 00:00:00

Неизвестный Литомин

Тэги: Литомин


У него была пишущая машинка "Эрика" с таким, знаете, слегка мелковатым шрифтом и много дешевых серых листков: кто-то добрый подарил пачку нарезанной газетной бумаги. До этого я литературы не видел. Не книжной, которая где-то там, а настоящей, возникающей на глазах и исчезающей невесть куда литературы "здесь-сейчас", которую потом пришлось назвать постинтеллектуальной.

Это было не то, что пишут в коленкоровые тетрадки. Нагромождения неправильных, не заботящихся о понятности и красоте слов, убеждающих сильнее, чем боль. И хотя в семнадцать лет не очень понятно, что там, за болью, но где-то на обширных задворках моего тупого сознания начала зреть догадка: настоящие поэты не потому настоящие, что лучше прочих умеют "слагать", а потому, что они правду пишут. Это сейчас смешно, а в семнадцать лет было не забор обоссать.

Их вовсе не сохранилось, тех желто-серых листков, но голова осталась набита обрывками: куски фраз и строчек стали архетипами, окостенели, их нельзя проглотить. "Я щурюсь на белый свет сквозь тайные уста, / Но я боюсь клещей, что без разбора, плаценту надрывая, / Тянут в мир коек, вафельных и белых полотенец┘" "Ковыряя лапами в окровавленном пузыре, щурится на свет русская литература. Строгие акушеры склонились над ней - тянут в мир коек, вафельных полотенец". Долго ломал себя, чтоб не написать "вафельных и белых" - для газетной полосы это было бы слишком.

"Ножки в сапожках, зев эскалатора, / Мой переход, мой выход актерский. / Здравствуй, трамвай, заблудившийся питерский┘" Большую часть времени Эдуард проводил в Питере и Москве - с какими-то самиздатчиками, художниками, в каких-то коммунальных квартирах... Наезжая раз в полтора года, поражал меня громадьем столичных идей и худобой: однажды стал рассказывать случившуюся с ним в дороге историю, дошел до слов "купил пирожок" и задумался, а после паузы изрек с поистине философской просветленностью: "Пирожки в Ставрополе большие".

Я понимал своими задворками, что он гениален, но сопутствующая гениальности житейская "неспособность" не бросалась в глаза: на молодых воду возят, - если и была какая-то неадекватность в поведении Эдуарда, ее можно было списать на богемность, на то, что художникам так положено, что мне и самому неплохо бы соответствовать... Потом стало ясно, что это не эстетическая нервичность. Он не собирался "устраивать жизнь" - необходимость присоединяться к чужим конвенциям его раздражала: он скалился, что-то бормотал, как рассерженный попугай, и сардонически похохатывал. На просмотре в художественном училище, взглянув на его картоны, спросили: "А работы у вас есть? Это все творчество, а работы?.." Он ушел, бормоча и печально скалясь, хотя мне и теперь легче представить Эдуарда рисующим античные гипсы, чем себя за этим занятием.

Одна наша знакомая, женщина-политтехнолог, лет десять гордится его портретом: несколько тушевых пятен и линий сложены в анатомически точную форму властной, твердой рукой. Как-то мы ходили по городу и лепили на стены сочиненные Эдуардом афиши: он приглашал ставропольчан на свою квартирную выставку - пожалуй, первую и последнюю квартирную выставку в городе N. Пришли: репортерша вечерней газеты, несколько местных хиппи и с ними та девушка, которая теперь политтехнолог┘

А потом мы расписывали масляными красками предназначенный под снос квартал частных домиков, по которым уже слегка поездил бульдозер. В разгар работы подошел прораб готовящегося на этом месте строительства и поинтересовался, какого хрена мы делаем. Я социализировано забоялся, а Эдуард заговорил с мужиком так, будто тот способен разобраться в актуальном искусстве, и прораб, прощаясь, долго тряс ему руку.

Еще мы выпускали рукотворный журнал "Ублюдки". Я скрупулезно рисовал порученные мне листы в сложных смешанных техниках, а Эдуард разрезал их на крошечные кусочки. Один кусочек подклеивал к собственной композиции, а остальные выбрасывал. С тех пор мне противны замечания авторов, что нужно, мол, сперва заручиться их согласием на публикацию, а потом, если что-то выкидываешь или меняешь, то спрашивать. Искусство - это фашизм. Бог спросит.

Когда стало почти невозможно общаться с уходящим в свой аутизм Эдуардом, я стал за него бояться. Мне почему-то казалось, что он обязательно умрет во время очередной московской отлучки - просто растает.

В последний раз он появился лет пять назад. Невыразимо худой - я бросился кормить его супом, а он, саркастически взглянув на тарелку, спросил: "Ты собираешься все это съесть?" - и стал говорить о том, что надо раздобыть саксофон. Я не удивился саксофону: на моей памяти Эдуард уже бывал любителем Патриции Каас, иконописцем и филокартистом, - я только остро почувствовал себя "другом Бруно" из кортасаровского "Преследователя":

- Значит, думаешь, я смогу достать сакс и играть послезавтра, Бруно?

- Да, но надо вести себя разумнее.

- Ясное дело - разумнее.

Подняв колени, он уткнулся в них подбородком.

Вряд ли это было легче, чем упереть кончик ножа в иголку, но тут все дело в привычке. Мы проговорили до вечера, вернее, он говорил, а я не знал, что отвечать, хотя он смотрел на меня требовательно и пытливо┘ Пока не ушел.

Потом мне говорили, что видели Эдуарда на остановке, где он чуть не попал под троллейбус. Троллейбус толкнул его - зазевавшегося, бормочущего свои рассерженные тирады незаметного человека, но не сбил, - только упали и разбились очки.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
815
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
919
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
564
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
662

Другие новости