Главной темой этой недели стали итоги выборов: региональные Telegram-каналы рассказывали о ходе голосования и анализировали его результаты. Другое громкое событие – стрельба в Перми. Она снова подняла вопрос об охране российских школ и вузов.
Об этих темах – в обзоре «Независимой газеты».
Выборы
Сложно было найти на этой неделе региональный общественно-политический Telegram-канал, который бы не писал о выборах. Результаты кандидатов и партий, организацию избирательного процесса, показатели явки – это и многое другое обсуждали телеграмеры после завершения голосования.
Количество нарушений на выборах по всей стране было незначительным, пишет «Территориальное управление»: «Более 25 тысяч избирательных бюллетеней в 35 российских регионах признаны недействительными, сообщила в понедельник председатель ЦИК Элла Памфилова… По ее оценке, в масштабах страны это “мизерный, ничтожный результат”. Вообще, надо отметить, что любые сомнения в честности голосования трактовались в пользу отмены результатов выборов. Понятно, что проверка таких сообщений обязательна (с учетом возможных ложных данных или просто фейков), но тем не менее. И Центризбирком, и территориальные избирательные комиссии, и органы власти на местах обеспечили легитимность голосования. Конечно, были исключения, о них и сообщила председатель ЦИК. Но с учетом того, что проголосовали более 55 миллионов человек, число нарушений и в самом деле незначительно».
«Ульяновский патриот» проанализировал факторы, повлиявшие на явку избирателей: «Итоговая явка на выборах в Госдуму по России составила 51,68%. Это выше показателя прошлой кампании – в 2016 году было 47,88%. И это отличный результат, который наглядно показывает, что никакого разочарования в выборах у людей нет. А вот желание участвовать в политической жизни страны есть. И масштабные и серьезные меры по открытости и прозрачности процесса голосования – видеонаблюдение, ЦОНы, наблюдатели, дали уверенность в том, что выбор каждого может повлиять на результат выборов, а не кто-то там что-то порешает. И люди пошли на участки – выражать мнение. Разное мнение. Кстати, на явке положительно сказалось и многодневное голосование. Мы уже не раз говорили, что это удобно, а в наши пандемийные времена, еще и хорошо с точки зрения безопасности. Вот явка и опросы это и подтвердили. Возможность самому выбрать день для голосования понравилась и, похоже, это станет традицией».
Формат трехдневного голосования, помимо перечисленных выше плюсов, все же обнаружил один недостаток.
Его отметили «Тайны Ленинградского двора»: «Мы имеем в виду то, что сказал Уполномоченный по правам человека в Ленинградской области на пресс-конференции по поводу запредельной усталости членов избирательных комиссий: “раньше был один день, а теперь нагрузка трехдневная – и это очень тяжело”. При этом, по словам самого Шабанова, некоторые члены УИКов после трехдневного прессинга обученных троллей с правом совещательного голоса и вовсе говорили, что все – больше работать не будут. А ведь действительно – когда принималось решение о трехдневном голосовании, продумывали массу вопросов – а вот про то, как справятся с нагрузкой члены избирательных комиссий, подумали явно слабо. И госпитализация прямо с избирательного участка председателя УИКа Заневского поселения Ленобласти – это печальное тому подтверждение. Это не значит, что нужно отказываться от самой трехдневки. Но запас кадрового состава и организация не только правового ликбеза, но и психологической подготовки явно должны быть увеличены. А, значит, заранее предусмотрено финансирование».
«Саратовщина» как раз описывает один из таких случаев, рассказывая, что председатель Центризбиркома РФ Элла Памфилова дала оценку поведению депутата Саратовсвкой областной думы, кандидату в депутаты Госдумы от КПРФ Николая Бондаренко: «“Председатель комиссии слегла. Это как называется? Это законодатель? Он является местным депутатом, который должен способствовать тому, чтобы на участке все было нормально. Я даже не хочу давать никаких комментариев. Все все видят, все понимают”, – сказала Памфилова. Перед этим в интернете появилось видео, на котором Бондаренко агрессивно атакует председателя одной из избирательных комиссий в Саратове. Коммунист на повышенных тонах требует от женщины предоставить ему какую-то документацию, на увещевания не реагирует. Известно, что после скандала председателю комиссии стало плохо».
«Балтийский форпост» размышляет о причинах провала российских оппозионеров: «Еще один урок нынешних выборов повторяется последние лет 25: так называемые “либеральные” партии по клинической недоговороспособности просто растаскивают голоса друг у друга, и набирают свои законные от половины до полутора процентов. Повторяем: ничего нового в этом нет, так повелось последние четверть века. Здесь можно только развести руками: такие уж в России либералы. Новым же на прошедших выборах, безусловно, было “Умное голосование”, которое и провалилось с оглушительным треском. Добрая половина калининградских оппозиционных “разборов полетов” приписывает поражение на выборах именно тому, что УГ всех этих бедняг “дезориентировало”. Здесь можно вспомнить классику: “Как вы яхту назовете - так она и поплывет”. Аббревиатура УГ в российской интернет-культуре известна давно и прочно, только обозначала она всегда совсем другое. Это в итоге и получилось».
К голосованию в Крыму и Севастополе было приковано особо пристальное внимание зарубежных стран. Многие иностранные политики по традиции отказались признавать выборы на полуострове.
Агрессивная риторика Запада сплотила жителей, пишет «Южная башня»: «Западная пропаганда несколько недель перед выборами била в барабаны Холодной войны, рассказывала о заранее нелегитимных выборах и кликушествовала на тему того, что Крым и Севастополь вернуться Украине. И вот результат – в Крыму и Севастополе “Единая Россия” набрала больше, чем на прошлых выборах, в том числе и потому, что такая алармистская риторика извне сподвигла часть “тихих лоялистов” прийти на участки и проголосовать... Трескучая и агрессивная риторика извне создала для граждан контуры внешней угрозы, что вызвало этот электоральный ответ, который сыграл на руку “Единой России”. На Западе порой забывают, что наш народ, который может быть разделен разными взглядами на будущее страны, как правило сплачиваются перед лицом внешней угрозы, которую Запад так неистово формирует у наших границ, рассчитывая, что времена конца Перестройки и начала 90х вернутся».
«ЛОКАЛКА» продолжает тему: «Отметим также, что несмотря на пристальное внимание к выборам в Севастополе со стороны наших украинских “друзей”, а также находящихся у них на содержании разномастных блогеров, даже в Киеве не смогли предоставить, хоть какие-то доказательства нарушений на прошедших выборах».
В 11 регионах страны выбирали не только депутатов Госдумы, но и губернаторов. Наибольший интерес представляли выборы в Хабаровском крае, который после акций в поддержку арестованного экс-губернатора Сергея Фургала многие телеграмеры называют самым протестным регионом. Несмотря на такую репутацию, Хабаровский край выбрал своим губернатором врио Михаила Дегтярева.
DFO.INFO пишет, почему избиратели доверились врио: «Во многом его [Дегтярева] востребованность у избирателей определил тот факт, что после командировки в Москве он без паузы ехал разбираться с последствиями циклона в Советскую Гавань, что с переговоров с президентом срывался в Комсомольск – на деле реализовывать те планы, поддержкой которых заручался в Москве. За 14 месяцев работы Дегтярев побывал во всех муниципалитетах края, больше десятка раз в каждом. И везде он неизменно общался с людьми – напрямую, без посредников. Такой подход позволил ему быть в курсе реального положения дел, на месте фиксировать запросы обычных людей и тут же принимать по ним решения. Правда в том, что работа в удаленном дальневосточном регионе – это не только про способность достучаться до Москвы, но и готовность слышать тех, ради кого и нужны в конечном счете все лоббистские навыки и связи – простых людей. Умение находить баланс между двумя этими столпами успешного регионального управления стало залогом доверия к нему как центра, так и жителей Хабаровского края – и конвертировалось в результаты выборов».
«Об умение и желание работать разбились последние протестные настроения. Жители Хабаровского края проголосовали обдуманно – потому что жизнь не ограничивается митингами и лозунгами», – констатируют «Хабаровские терки».
Еще один хабаровский канал развенчивает миф об отсутствии конкуренции на российских выборах.
«Тридевятое царство»: «Наряду с губернаторскими итогами в Хабаровском крае досчитали цифры и на выборах в Госдуму. В главных боях на обоих округах победили единороссы… По спискам ЕР показала второй в регионе результат, но набрала вдвое больше голосов по сравнению с прошлыми выборами. Поэтому они могут претендовать на еще одно место в парламенте. Тогда в свою берлогу местные медведи утащат сразу три госдумских мандата. И это, не считая кресла в Совфеде, куда с партбилетом “Единой России” в кармане отправится Андрей Базилевский. Такого не было даже в 2016 году, когда регион возглавлял губернатор-единоросс. ЛДПР тоже должна быть довольна, потому что оставила в Хабаровском крае своего губернатора-сокола. Коммунисты вообще заняли первое место по спискам в ГД, да еще и победили на местных довыборах. А “Новые люди”, эсеры и “пенсионеры” лихо перепрыгнули через пятипроцентный барьер. Так что в конечном итоге, каждая партия здесь осталась при своем, а где-то получила даже больше. Вот вам и “политическая монополия”. Накал дискуссий относительно видения приоритетов развития страны был крайне высок. А вот по самим приоритетам – партийный консенсус. Патриотизм. Отказ от использования иностранного вмешательства во внутренние дела страны. Акцент на защиту и заботу о людях. Это то, что нас всех объединяет: красных, белых, сине-желтых и бирюзовых. К какой партии бы мы ни относились».
Стрельба в пермском госуниверситете
Трагедия в Перми не оставила телеграмеров равнодушными: по всей стране соболезновали близким погибших и пострадавших. Очередной масс-шутинг снова поднял вопрос об охране образовательных учреждений в России.
В Казани, где совсем недавно произошла подобная трагедия в гимназии, как нигде понимают важность охраны учебных заведений. Там ведется активная работа.
«ТАТМЕДИА»: «Президент Татарстана Рустам Минниханов поручил представителям Минобрнауки РТ и МВД Татарстана изучить мобильное приложение резидента ИТ-парка Татарстана, которое позволяет оперативно информировать спецслужбы в случае вооруженной атаки на образовательные учреждения. Разработку Президенту РТ на выставке форума Kazan Digital Week представил автор проекта Сергей Минасян. По его словам, бесплатное приложение предлагается установить на смартфоне каждого преподавателя школы, техникума или вуза. Если педагог слышит выстрелы, он активизирует приложение, и в дежурную часть МВД по РТ поступает сигнал о нападении на образовательную организацию. При этом полицейские знают имя и фамилию преподавателя, место его работы и геолокацию. После чего в образовательное учреждение направляется подготовленная вооруженная группа. “Просьба изучить и подготовить предложение”, – отметил Президент РТ после презентации ИТ-проекта».
Новосибирские депутаты начали работу в этом направлении практически в одно время с трагедией, пишет «Зона 54»: «Практически синхронно с чрезвычайным происшествием в Пермском государственном научно-исследовательском институте новосибирские депутаты заговорили об усилении безопасности в школах и детских садах с привлечением Росгвардии. Заместитель начальника Управления вневедомственной охраны по Новосибирской области подполковник полиции Иван Турунтаев отметил, что постовую физическую охрану силами Росгвардии в образовательных организациях в настоящее время организовать невозможно. Штатная структура не позволит принять такое количество объектов под физическую охрану. Тем не менее, Турунтаев поддержал идею оснастить образовательные учреждения тревожными кнопками. Депутат Павел Кива подчеркивает, что Росгвардии следует отдавать приоритет при выборе охраны для школ и детских садов. В то же время, пресловутые заборы, рамки и металлодетекторы Киве не нравятся – они вряд ли остановят террористов от захвата объекта. В итоге депутаты решили просить МВД взаимодействовать с Росгвардией в случае срабатывания тревожной кнопки и поддержали инициативу Белгородской облдумы о привлечении гвардейцев к охране всех объектов просвещения».
В Алтайском крае тоже началась работа.
Barnaul 22: «В школах Барнаула может появиться вооруженная охрана. После трагического случая в Перми алтайские школы пересматривают договоры с подразделением Росгвардии. Возможно, в ближайшее время в учебных заведениях появятся вооруженные охранники. Помимо этого, в школах принимают и другие меры безопасности: устанавливают шлагбаумы, системы наблюдения и тревожные кнопки. В школах признают, что охранники – это слабое звено, у них нет оружия, бронежилетов, каких-то специальных знаний самообороны. Порой они даже не успевают нажать на тревожную кнопку».
«Красноярский лев» настроен скептически: «У нас всегда так. Сначала полыхнет, а потом “ужесточают контроль”. Через пару неделек инфоповод померкнет и все вернется на круги своя. В отношении повышения безопасности образовательных учреждений необходим системный подход».
Авторы петербургского канала «1703» решили провести собственную проверку систем безопасности образовательных учреждений: «Трагедия в Перми в очередной раз заставила задуматься о безопасности в учебных учреждениях. Редакция телеграм-канала 1703 посетила несколько корпусов СПбГУ и здание ИТМО, где расспросила охранников и студентов о существующих мерах охраны, и узнала, были ли приняты нововведения после слов Председателя Совета ректоров вузов Петербурга и Ленобласти Алексея Демидова о намерении усилить безопасность в тот же день, 20 сентября. В нескольких корпусах СПбГУ охрана отказалась говорить с нашим корреспондентом, ссылаясь на запрет что-либо комментировать. Однако в одном из корпусов все-таки с нами поговорили. Выяснилось, что меры действительно усилены, но только в некоторых корпусах. Студенты же учебного заведения каких-либо изменений не заметили. В ИТМО про меры безопасности охранник ответил достаточно уклончиво. Но судя по мониторам с внушительным количеством камер, как минимум с наблюдением в здании точно все в порядке. Стоит отметить, во всех учебных корпусах и заведениях, где мы побывали, обязательно работали охранники и стояли турникеты, студентов впускали в здания только по пропускам».
комментарии(0)