На этой неделе региональные Telegram-каналы продолжили обсуждать тезисы, озвученные президентом в послании к Федеральному собранию, оценили качество жизни в различных субъектах РФ, а также включились в запущенную вице-премьером Маратом Хуснуллиным дискуссию об укрупнении регионов.
Обо всех этих темах – в обзоре «Независимой газеты».
Реализация послания президента
Все, сказанное президентом о развитии регионов и крупных инфраструктурных проектах, было воспринято губернаторами как руководство к действию. A Telegram-каналы эти действия освещали.
Канал «Якутия 2100» рассказал о работе по газификации региона: «Якутия – один из немногих регионов, который сам проводит работу по развитию газоснабжения своей территории, за пределами программ “Газпрома”, отметил в ходе прямой линии с жителями сегодня глава республики Айсен Николаев. Якутия имеет значительные перспективы для газификации с помощью СПГ (сжиженного природного газа). В селе Качикатцы Хангаласского улуса котельная переводится на СПГ, и если этот эксперимент пройдет успешно – таким же образом будет газифицировано еще 20 сел Якутии. В условиях якутских расстояний более “мобильный” СПГ удачно дополняет инфраструктуру газопроводов. Ленский, Олекминский, Алданский районы будут газифицированы благодаря газопроводу “Сила Сибири”. Подготовлена проектно-сметная документация газовых сетей г. Олекминска и поселка Чульман Нерюнгринского района, проектная работа ведется еще для нескольких сел в Южной Якутии. Напомним, развитие газификации – один из приоритетов, обозначенных Президентом страны в недавнем Послании Федеральному собранию».
«ЯсУрала» пишет о финансировании масштабного железнодорожного проекта: «Отмашка есть, пора строить. 21 апреля во время послания Федеральному Собранию президент РФ Владимир Путин объявил, что “Северный широтный ход” получит бюджетный кредит. По словам губернатора Ямала Дмитрия Артюхова, проект уже проработан, для реализации не хватало только финансирования. По его словам, регион готов стать пилотным для внедрения нового финансового механизма инфраструктурных кредитов. “Северный широтный ход” – это железнодорожная магистраль протяженностью 707 километров, которая свяжет западную и восточную части ЯНАО, а также Северную и Свердловскую железные дороги. Также будет построен мост через реку Обь и ж/д часть моста через реку Надым. Это поможет: ⁃ эффективнее осваивать богатейшие ресурсы Арктики; ⁃ откроет новые перспективы в переработке; ⁃ сократит время доставки грузов из Западной Сибири в порты Балтийского моря. Строительство начнется летом 2021 года – проект уже прошел все необходимые экспертизы и согласования. Осталось дождаться денег и выразить респект губернатору Ямала Дмитрию Артюхову. Молодец!»
В Челябинске проясняется картина с финансированием строительства метрополитена.
«Челябушка»: «В разговорах о дальнейшем развитии челябинского метрополитена снова появилась финансовая определенность. Так, уральский полпред президента Владимир Якушев сообщил, что на продолжение проекта понадобится свыше 100 миллиардов рублей. Очевидно, это по максимуму, ведь ранее были выкладки и с менее пугающими цифрами. Но сразу после того, как новость о возможной достройке простаивающей подземки прогремела на всю страну, губернатор Алексей Текслер успокоил: задача выполнима. Что касается технической конкретики, то здесь лишь вопрос выбора. Еще зимой были обнародованы три варианта развития метро в Челябинске: сооружение 8 станций за 90 миллиардов рублей, завершение четырех станций за 55 миллиардов либо пуск по тоннелям скоростного трамвая за 35 миллиардов рублей. Эксперты склоняются к третьему. Тогда же мы констатировали, что такие космические суммы региону просто не потянуть, идея попросить помощи у Москвы сама по себе здравая, однако Москва – не бездонная бочка. Теперь прояснилось. Деньги планируется взять из инфраструктурных кредитов, о которых говорил в своем послании президент Владимир Путин».
Об инфраструктурных кредитах задумываются и на Дальнем Востоке.
«Хабаровские терки»: «Инфраструктурные бюджетные кредиты, о которых шла речь в апрельском президентском обращении, для Хабаровского края пока не самый доступный инструмент. Новому руководству региона придется основательно потрудиться, чтобы избавить его от статуса признанного должника, обязательства которого меняются исключительно в сторону увеличения. Тем не менее, изобретать ничего не придется: среди российских регионов есть достаточно примеров быстрого и успешного снижения задолженности. Тем более, что государство готово протянуть руку помощи, особенно – тем, кто сам стремится выбраться на берег. И проекты на будущее нужно готовить уже сейчас, когда взят курс на снижение закредитованности».
Не остались без внимания также темы образования и туризма.
«Полярный дозор»: «Андрей Чибис отреагировал на сигналы, прозвучавшие в послании Президента, и обратил дополнительное внимание на сферу среднего профессионального образования. Упор будет сделан на модернизацию технического оснащения колледжей и настройку образовательных программ для нужд региональной экономики. “Дозор” уже писал, что региону следует активнее инвестировать в среднее профессиональное образование – это позволит полнее использовать мощную динамику развития Арктики на пользу жителям Мурманской области. При этом полностью отдавать колледжи “на откуп” крупным корпорациям нельзя, развитие современного профессионального образования невозможно без учета глубокого и долгосрочного планирования, государственного подхода. Андрей Чибис вовремя занялся этим вопросом».
«ТопГан»: «Одной из тем, поднятых в Послании президента Федеральному Собранию, стало развитие в России студенческого туризма. По словам главы государства, “нам нужно сформировать дополнительные возможности для студенческого туризма. И уже в этом году запустить здесь пилотные проекты, включая проживание в университетских кампусах и общежитиях других регионов для студентов, которые летом отправятся путешествовать по стране”. После выступления президента в поддержку развития этого направления туризма высказался глава Минобрнауки Валерий Фальков: “Мы его поддержим. Потому что студенты, конечно, с удовольствием путешествуют, и мы хотим сделать точками, местами их проживания лучшие кампусы, которые есть у некоторых наших университетов”. Напомним, что ранее сообщалось о возможности запуска пилотного проекта по развитию студенческого туризма, в рамках которого возможность посетить другой регион получили бы учащиеся ВУЗов Крыма и Ленинградской области».
Укрупнение регионов
На этой неделе Telegram всколыхнуло заявление вице-премьера Марата Хуснуллина, который заявил о необходимости объединить некоторые субъекты РФ для более эффективного управления.
«Тюменская уМоора» приводит яркую цитату: «Вице-премьер Марат Хуснуллин заявил, что 85 регионов России не нужно. “Вот я Еврейской автономной областью не хочу заниматься, не хочу с точки зрения трудозатрат. Ее надо соединить с Хабаровским краем, и пусть губернатор им занимается. Или Курган. Ну почему курганцы должны жить хуже тюменцев, а живут они 190 километров друг от друга? У одних есть нефтяные доходы, у других – нет. Это что, жители другой страны?” Где-то в это время тихо улыбнулся губернатор Курганской области Вадим Шумков».
«СТРАНОВЕД» вспоминает: «Последний раз дискуссия на эту тему велась в прошлом году – тогда Александр Цыбульский (Архангельская область) и Юрий Бездудный (Ненецкий АО) еще будучи врио губернаторов подписали меморандум о намерении объединить два северных региона. Но спустя несколько недель вопрос об объединении субъектов сняли: жители НАО выступили против инициативы, и главы регионов отказались от этой идеи. Вот и сейчас глава Еврейской автономной области (которой Хуснуллин, по его словам, «не хочет заниматься с точки зрения трудозатрат») Ростислав Гольдштейн заявил, что «вопросы объединения или необъединения могут поставить только наши жители». Вполне возможно, что население ЕАО также болезненно отреагирует на перспективу объединения с Хабаровский краем. Хотя в правительстве уже поспешили уточнить, что вопрос укрупнения регионов не прорабатывается. Тем временем к любопытному умозаключению пришли наши коллеги. Учитывая, что полпред президента в СФО до сих пор не назначен, на фоне заявления Хуснуллина появилась мысль о том, что институт полпредства и вовсе может быть упразднен: “Полпредства же в случае реального слияния регионов не будут особо нужны”».
Vostok.Today пишет о проблемных сторонах идеи: «Идея укрупнения регионов давно обсуждается федеральными чиновниками, о ней не раз уже говорила Валентина Матвиенко. Однако на Дальнем Востоке к идее относятся не то, чтобы резко-отрицательно, но с очень большой осторожностью. Проблема – огромные расстояния, ДФО занимает почти 41% территории России. Глядя из Москвы, очень легко говорить об объединении небольших регионов в центре страны, хорошо связанных автодорогами и расположенных на расстоянии 100–200 км друг от друга. На Дальнем Востоке речь стоит вести, прежде всего, об управляемости. Как управлять регионом, в который легко помещается пять средних европейских государств? Один только Хабаровский край вмещает три Великобритании».
«Алтай Онлайн» предостерегает: «Объединение субъектов весьма болезненно воспринимается в Горном Алтае, а в преддверии выборов этой темой могут вооружиться кандидаты в депутаты Госдумы и представители партий. С другой стороны, зачем федеральному центру развивать конфликтный потенциал регионов накануне федеральной избирательной кампании?»
А «Горная Бурятия» не видит причин для беспокойства: «Слова зампреда правительства России Марата Хуснуллина о необходимости укрупнения и объединения регионов подразумевают пересмотр в первую очередь межбюджетных отношений и равномерное распределение природной ренты среди всех регионов. Об этом говорил Президент в послании. Речи об объединении регионов здесь и сейчас не ведется ни в Кремле, ни в правительстве России».
Рейтинг качества жизни регионов
Очередной рейтинг обсуждали телеграмеры на этой неделе. На этот раз рэнкинг по уровню качества жизни регионов представили эксперты рейтингового агентства НКР совместно с РБК.
«СМП» пишет о северных регионах: «Арктические регионы оказались не слишком хороши с точки зрения качества жизни населения. Для понимания – лучшая из территорий АЗРФ, Архангельская область, стала лишь 24-ой. Худший субъект – Чукотка – находится на 71-й строчке. Вопреки традиционным исследованиям, где представители Севера обязательно входят в топ, в рейтинге РБК это не так. Здесь в качестве критериев использовали розничный товарооборот на душу населения в регионе, доступность жилья, обеспеченность медиками, климатическую зону и т.д. Ясно, что последний пункт ставил Арктику в заведомо проигрышное положение. Потребительский спрос “подкосил” лучшего представителя АЗРФ в рейтинге – Архангельскую область. Оборот розницы упал на 6,9%... Самый же заметный рывок, причем не только среди северных территорий, но и в целом по стране, совершила Карелия. Республика во главе с губернатором Артуром Парфенчиковым переместилась с 62 на 53 место. Она поднялась благодаря повышению доступности жилья, росту депозитов населения и основных фондов соцсферы. Прогресс в этих показателях для Карелии компенсировал падение в рознице и рост просроченной задолженности».
И если северным регионам помешал климат, то в Севастополе нашли другу причину.
Forpost: «Севастополь “обвалился” сразу на 14 позиций в рейтинге качества жизни. Это объясняется тем, что у нас оказалось почти на 61 тысячу жителей больше, чем считалось ранее. А обеспеченность города жильем, социальными объектами, педагогами и врачами рассчитывались на душу населения по старым цифрам».
«Южная башня» продолжает: «Стоит учитывать, что это лишь официальное превышение численности, тогда как даже городские власти признают, что неофициальное превышение еще выше. Подобное превышение при отставании уровня развития социально-экономической инфраструктуры от темпов прироста населения города, конечно не позволяют поддерживать красивые лидерские цифры. Этот момент безусловно стоит учитывать в будущем Генплане Севастополя, так как в перспективе город должен и вовсе стать миллионником».
«Саратовщина» же решила осветить другое исследование, но тоже посвященное качеству жизни: «Аналитики портала SuperJob обнародовали данные очередного опроса своих пользователей. По мнению тысячи жителей Саратова, город за последние пять лет стал существенно комфортнее. Выросли оценки качества медицины. Улучшилась ситуация с общественным транспортом… Состояние дорог устраивает 15% участников опроса против 1% в 2016-м. О развитии школ и детских садов упомянули 21% опрошенных (5 лет назад таких было лишь 9%). Улучшения в качестве и количестве парков и скверов отметили 33% (в 2016-м такого мнения придерживались 16%). 65% опрошенных нравится жить в Саратове. В 2016-м так ответила половина респондентов. Итоги опроса слабо соотносятся с новостями саратовских СМИ. Самые трендовые их темы, касающиеся городского хозяйства, говорят об увеличении проблем. Саратовские пробки, в том числе и из-за отвратительных дорог, уже давно стали локальным мемом. Варварская вырубка и обрезка деревьев породили целую субкультуру защитников зеленых насаждений».
комментарии(0)