На этой неделе региональные Telegram-каналы обсуждали двух новых врио губернатора, объединение энерготарифов, а также проблемы общественного транспорта и теплые туалеты.
Обо всех этих темах – в обзоре «Независимой газеты».
Назначение врио глав Мордовии и Белгородской области
18 ноября врио главы Мордовии стал бывший премьер-министр Дагестана Артем Здунов. Он сменил Владимира Волкова, который ранее в этот день подал президенту прошение об отставке. Телеграмеры сошлись во мнении, что Здунову предстоит много работы в непростом регионе.
«РАЙ и мкАД»: «Сегодня стало известно, что свой пост покидает глава Мордовии Владимир Волков. У региона накопилось много проблем с бюджетными долгами, за что региональные власти часто подвергались критике из центра. Справедливости ради стоит сказать, что ноги у этих долгов растут еще с губернаторства Меркушкина… В Мордовии давно назрела необходимость обновления всей региональной власти. Потому как новая от прежней, по большому счету, отличалась лишь отсутствием в ней Меркушкина. По старой комсомольской привычке в республике предпочитали тянуть деньги из федерального центра и распродавали имущество, вместо того чтобы тащить инвестиции извне. Главный зарубежный инвестор Мордовии построил в регионе пару коровников, что, естественно, особо на благосостоянии жителей не отразилось. А они и так среди самых бедных в Поволжье, да и России в целом».
Bikbov.guru: «А что хорошего в этой Мордовии для Артема Здунова? В Мордовии самая высокая долговая нагрузка (211,5 % по отношению ко всем налоговым и неналоговым доходам за год) среди всех регионов. Долг республики просто нереально гигантский и вернуть его невозможно. Это фактически республика-банкрот, депрессивный регион, полностью зависящий от федерального центра. В 2019 году Мордовия получила самую крупную дотацию из всех регионов России, которую распределило правительство РФ на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов. Основная отрасль экономики – сельское хозяйство, требующее прорву денег, специфических знаний и внимания. Но главная проблема Мордовии сейчас не экономика. В регионе очень тяжелая обстановка в связи с коронавирусной инфекцией – занято больше 90% коек, заболеваемость растет и бьет рекорды при нехватке медикаментов… Тяжелый и проблемный регион – для того, чтобы изменить ситуацию Артему Здунову придется не только невероятно потрудиться, но и получить от Москвы гарантии на сохранение и даже увеличения федерального финансирования».
Нового главу дождалась и Белгородская область – врио губернатора региона был назначен Вячеслав Гладков. Предыдущий глава – Евгений Савченко – ушел в отставку еще в сентябре, а заменял его все это время первый замгубернатора области Денис Буцаев.
«СТРЕЛЫ КАЗБЕКА»: «Вячеслав Гладков на Ставрополье проработал два года. Отвечал за внутреннюю и информационную политику. При нем губернатор края Владимир Владимиров развил невиданную активность в соцсетях, не раз становясь лидером соответствующего рейтинга. Гладков, говорят, жестко “отстроил” все основные СМИ региона. Привел в край “Росатом”, с которым одно время был связан. В любом случае, результаты работы на Северном Кавказе обоих чиновников [Гладкова и Здунова – прим.] получили высокую оценку Москвы. Поэтому им доверили управлять целыми регионами. Так что, можно сказать, что СКФО не только полигон для варягов, но и кузница кадров для регионов».
Борьба с коронавирусом
Региональные каналы продолжают рассказывать о том, как в субъектах противостоят пандемии.
«Алюминиевые огурцы» хвалят местный Минздрав: «В Красноярске сформировали специальную “ковидную” бригаду дантистов. Ее задача – оказывать неотложную стоматологическую помощь больным коронавирусом, которые лечатся дома, а также их родственникам – контактным лицам. Пациентов будут доставлять в городскую стоматологическую поликлинику №1. Бригада работает ежедневно, без выходных. Когда в Минздраве начинают думать о людях, а не только об отчетности».
Gornovosti – о взаимовыручке: «Красноярский театр оперы и балета передал свой автобус ковидным бригадам. В пресс-службе театра рассказали, на автобусе медики будут выезжать на забор мазков у пациентов с коронавирусом или подозрением на него и посещения контактных лиц при появлении у них симптоматики. Транспорт будут обрабатывать специальными средствами после каждого выезда, а водителям выдадут средства индивидуальной защиты».
Канал «Город + Новости» радует петербургских студентов: «Почти все вузы Петербурга компенсируют расходы на дорогу домой иногородним студентам, которые решили уехать на период дистанционного обучения. “Очень оперативно, по существу за четыре рабочих дня, абсолютное большинство, за исключением двух всего вузов, Санкт-Петербурга приняли решение и поддержали студентов. Они приняли решение о выплате компенсации расходов на проезд”, – сказал глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков. Он подчеркнул, что студенты сами должны решить, где им оставаться в период дистанционного обучения».
Проблемы с общественным транспортом
На этой неделе авторы сразу из нескольких регионов подняли проблему организации общественного транспорта. Где-то винят местные власти, где-то – перевозчика, а в некоторых случаях немалую роль сыграл все тот же коронавирус.
«Кузнецкое кайло»: «Первый же день знаменитой транспортной реформы в Новокузнецке начался с коллапса: утром новокузнечане подолгу ждали автобусов и троллейбусов, а те, что приходили, были набиты битком. Соцсети взорвались от жалоб жителей – многие опоздали на работу. Глава города назвал одной из причин отсутствие необходимого количества водителей. Так получилось, что люди не получили справки на ковид, а значит, не смогли выйти на линию, часть не успела пройти аттестацию, и многие – просто не знают города… Возникают вопросы и к мэрии. Контроль за ходом проекта, а транспортная реформа, безусловно, серьезный и многоэтапный проект, должна была выполнять городская администрация. Прогнозирование рисков и средства их разрешения – задача мэрии и с этим блоком она, увы, не справилась. Проблемы на этом не закончились, к ним добавились и технические – неисправности в системе навигации и оплаты. Правда, этот минус стал для горожан плюсом: сбоящие валидаторы обеспечили новокузнечанам бесплатный проезд в новых автобусах в первый день транспортной реформы».
Авторы из Ростова-на-Дону рассказали сразу о двух больных местах транспортной инфраструктуры города.
«Тютина» поведала о том, как перевозчики из-за пандемии просрочили лизинговые платежи: «У ростовских перевозчиков могут забрать 219 (!) автобусов из-за неуплаты лизинговых платежей. Это примерно пятая часть всего выпуска города. Неуплата случилась из-за ковида: в апреле лизингодатель дал пяти ростовским АТП отсрочку платежей до 1 октября, но выручки компаний все равно не хватило, чтобы заплатить за автобусы. Теперь очень интересно, как будет выпутываться местная власть – денег вроде бы дали еще весной, но транспортный коллапс все равно вполне реален. Конечно, основа проблемы здесь – в принципе взаимоотношений между городом и перевозчиками. Пока местные власти относятся к общественному транспорту как к бизнесу на самоокупаемости (и соответственно строят отношения в документах), будут бардак, простои, “свистки” и недовыпуск, это проверено в десятках городов. Как только в головах чиновников транспорт становится частью базовой инфраструктуры города, все (как правило) чудесным образом меняется. Но вот личные коммерческие интересы тут пристегнуть обычно оказывается некуда. Сейчас общественный транспорт в Ростове – просто выросшие в размерах и чуть задрапированные маршрутки, из которых все причастные выжимают себе по копейке. А в итоге нечем платить за лизинг».
А «Ростов-на-кону» уверен – не видать жителям городской электрички: «Как мы и предполагали, администрация Ростова-на-Дону не нашла денег для строительства железнодорожного полукольца в северной части города. Чиновники ограничились тем, что назвали этот проект перспективным и отложили его в долгий ящик. Проект, который предложили специалисты из питерской компании “Симетра”, действительно интересный, но он выглядит абсолютно фантастически в нынешних условиях. К тому же запуск городской электрички через Северный жилой массив не решит проблем с транспортом в остальной части города. Уверены, городские власти найдут много более очевидных способов потратить десять миллиардов рублей, необходимых для строительства железной дороги».
«ТопГан» – о проблемах в Карелии: «В СМИ и социальных сетях Карелии пишут про коллапс на общественном транспорте. Решение сократить число пассажиров 50% сидячих мест было принято главой республики Артуром Парфенчиковым еще на прошлой неделе. Однако, как сообщают местные корреспонденты, до последнего времени новое требование фактически не исполнялось, и транспорт продолжал ходить заполненным. Как можно понять из новостей, “переходный период” завершился в понедельник. Объявляя о сокращении числа перевозимых пассажиров, Артур Олегович призвал муниципальные власти увеличить число троллейбусов и автобусов на линиях в часы пик. Однако, судя по сообщениям с улиц Петрозаводска, или эта просьба была проигнорирована, или дополнительные машины на линиях не сильно помогли».
Единые энерготарифы
На этой неделе в СМИ появилась информация о возможном введении единых энерготарифов в нескольких регионах. Например, объединить в тарифном плане могут Алтай с Алтайским краем, Тыву с Иркутской областью, Калмыкию с Ростовской областью и др.
Подробности – у канала «Приангарские думы»: «Правительство РФ планомерно проводит энергетическую реформу в субъектах РФ. Ее цель – снижение стоимости электроэнергии в регионах с низким уровнем доходов населения. Способ реализации: установление единого тарифа по передачи электроэнергии в смежных субъектах России. В будущем это позволит создать конкурентные условия для ее распределения по всем регионам страны. На практике это будет выглядеть следующим образом: Иркутская область должна будет компенсировать разницу в цене за свет одному из соседних малообеспеченных регионов, который энергоемкие инвесторы обходят стороной из-за высокой стоимости электроэнергии. В планах правительства объединить Приангарье с Республикой Тыва, сформировав единый энерготариф на два региона. Это позволит снизить стоимость электричества в Тыве на 85%. При этом, Иркутская область будет платить всего на 4% больше. Ничего революционного в описанном выше процессе не содержится, поскольку ранее по той же схеме были объединены Ханты-Мансийский автономный округ, ЯНАО и Тюменская область, а также Краснодарский край и Республика Адыгея. Та же участь ждет Санкт-Петербург и Ленобласть, Алтай и Алтайский край, Ростовскую область и Калмыкию, и, как уже было сказано, Тыву и Иркутскую область. Как оказалось, не так страшен черт, как его малюют те силы, которые планируют заработать себе политические очки на борьбе с ростом тарифов».
«Степной дозор» пишет о том, почему Бурятии не удается сравнять энерготарифы с Иркутской областью: «В 2017 году Бурятию включили в особую ценовую зону, и вся Россия за республику теперь доплачивает. Сейчас Бурятия по уровню тарифа для населения 9-я в стране и 15-я – для бизнеса. У 75-ти субъектов РФ тариф для населения выше, чем в Бурятии и в 70-ти регионах для бизнеса выше, чем в Бурятии. При таких достаточно хороших тарифах правительство России решило не оказывать республике дополнительные меры поддержки. Руководство Бурятии предпринимало усилия для объединения энерготарифов с Иркутской областью. Но такое возможно только с согласия губернатора соседнего региона. И его пока не удалось получить. Даже по более простому вопросу – уровню Байкала – республика до сих пор находится в споре с Иркутском».
Сбор средств на теплые туалеты
Удивительное совпадение: сразу в двух регионах на этой неделе возникла «туалетная тема». Так, драматический театр в поселке Мотыгино Красноярского края объявил сбор средств на ремонт туалета. И вполне успешно.
«Красноярский лев»: «Похоже, общественность за два выходных дня сделала больше, чем администрация Мотыгинского района за несколько лет. В субботу, 14 ноября, режиссер уникального сельского театра в Мотыгино Дмитрий Тургов объявил сбор 300 тыс. рублей на новый туалет для театра. На утро понедельника (16 ноября) граждане перечисли 87% от необходимой суммы. У театра еще много бытовых проблем и, возможно, инициатива граждан сподвигнет местную власть все же обратить свой взор на нужды театра».
А в селе Матвеевка Хабаровского края инициативные жители открыли сбор средств на общественный теплый туалет в здании, где находятся отделение почты, спортивная секция, фельдшерско-акушерский пункт, дом культуры и библиотека. Скоро к решению вопроса подключились власти.
«Хабаровская мингазета»: «Власти пообещали не только туалет, но в срочном порядке бросились решать другие проблемы селян. “Приезжаю с работы и глазам своим не верю – наша улица отсыпана и отгрейдерована! Я пять лет этого добивался: писал жалобы, письма в различные инстанции - администрацию поселения, прокуратуру, ГИБДД, чтобы нам привели дорогу в надлежащее состояние. Реакции ноль, даже после того, когда выдавались предписания об устранении. Люди скидывались сами на дорогу. Но когда началась шумиха с этим туалетом, то сразу зашевелились”, – рассказал житель Матвеевки Роман Пшеничников. Напомним, накануне жителям Матвеевки предложили собрать почти 900 тысяч рублей на постройку теплого общественного туалета для нужд посетителей поселкового ФАПа, отделения почты, Дома культуры, библиотеки и детской секции. История была растиражирована федеральными СМИ, при этом журналисты обратили внимание на то, что из дефицитного краевого бюджета планируется потратить 33 млн рублей на круглосуточную охрану врио губернатора Хабаровского края Михаила Дегтярева, а на туалет для селян денег у властей нет… К решению проблемы строительства сортира подключились краевые власти, временный глава региона поручил найти финансирование в кратчайшие сроки».
«Хабаровские терки» не разделяют скептицизма по отношению к властям: «Сложно, конечно, вот так вот навскидку сказать, почему люди склонны видеть взаимосвязи там, где их явно не существует – и наоборот. Чего общего между строительством туалета в отдельно взятом населенном пункте и обеспечением безопасности руководителя региона – загадка. Вероятно, депутатам краевого парламента по этому поводу следовало вообще сесть и экстренно перекроить бюджет, сделав его из социально направленного туалетно направленным. Да и почему «жители Матвеевки» видят так мало позитива в том, что со сменой главы региона начали решаться их многолетние проблемы – непонятно. Надо же, открытие сделали, что “власть надо пинать”».
комментарии(0)