Современное кино, мультипликация, компьютерные игры, реклама – что их объединяет? Безусловно, можно составить достаточно обширный список особенностей, присущих всем этим продуктам, но, пожалуй, самая главная из них – технологии компьютерной графики – CG.
Сегодня 3D и 2D (трехмерная и двухмерная компьютерная графика) – это практически все спецэффекты в кино, это большая часть мировой мультипликации, это компьютерные игры, немыслимые без трехмерных моделей и персонажей и, наконец, реклама, в которой 3D начали использовать уже довольно давно.
По сути, технологии CG начинают выделяться в самостоятельную индустрию. Эта мировая тенденция не обошла стороной и Россию. Подтверждение тому – блокбастеры «Ночной дозор» и «Дневной дозор», «Турецкий гамбит», «Монгол». Спецэффекты для этих фильмов создавались не киностудиями – производителями этих фильмов, а независимыми компаниями, специализирующимися на компьютерной графике.
Как показывает практика, российские CG-профессионалы вполне конкурентоспособны и могут выполнять проекты на самом высоком мировом уровне. Это подтверждают и западные компании, которые все чаще размещают заказы по созданию 3D-графики в российских студиях.
Однако последние столкнулись с неожиданной проблемой. Оказалось, что они просто не в состоянии обработать то количество заказов, которое буквально обрушилось на них в последнее время. Виной тому катастрофическая нехватка квалифицированных кадров. Можно только предполагать, какие возможности при этом упускает Россия, ведь по оценкам зарубежных экспертов ежегодный оборот на мировом рынке компьютерной графики и ЗD-анимации составляет 250 млрд. долл.
Российский рынок компьютерной графики никто даже не пытался оценивать, но очевидно, что именно дефицит кадров и отсутствие институтов обучения профессиям, связанным с компьютерной графикой и 3D, замедляют рост отечественного анимационного рынка. Многие студии вынуждены отклонять предложения заказчиков, потому что у них не хватает CG-специалистов для выполнения проектов.
Так почему же этот вопрос никому не интересен? Почему все попытки достучаться до тех, кто говорит о необходимости развития высокотехнологичных отраслей в России, оканчиваются неудачей? Между тем проблема носит глобальный характер, ведь в России этим специалистам просто неоткуда взяться. Ни одно учебное заведение, ни один вуз не готовят профессионалов по требующимся специальностям.
Более того, как выяснилось, российским трудовым законодательством (а именно Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением Минтруда России от 21.08.98) даже не предусмотрены соответствующие профессии – моделлер, текстурщик, визуализатор, композер, аниматор. Поэтому российские студии вынуждены записывать в трудовые книжки специалистов нового поколения названия специальностей прошлого века, когда о таком понятии, как 3D-графика, люди даже не подозревали. Таким образом, моделлеры становятся «художниками-конструкторами», визуализаторы – «художниками-постановщиками», аниматоры – «художниками-мультипликаторами». А ведь ЗD-анимация очень далека от классической мультипликации.
Большинство руководителей и ЗD-специалистов анимационных студий убеждены, что решением проблемы может стать только создание и развитие полноценной системы обучения профессиям CG.
Теперь очень важно донести информацию до тех, кто в первую очередь в ней заинтересован. Как выяснилось, большинство выпускников российских вузов, в том числе и художественных (а именно они являются наиболее вероятными кандидатами для обучения компьютерной графике), даже не подозревают, что есть такие специальности, как моделлер или визуализатор. Немногие знают, что существуют студии, где предлагают не просто высокооплачиваемую, но еще и очень интересную работу, позволяющую реализовать весь потенциал молодых, талантливых художников, а нередко даже помочь им приобрести мировую известность.