Операторы «большой тройки» сейчас только начали заниматься выбором поставщиков оборудования для будущих сетей 3G.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Компания «Скай Линк», российский оператор сотовой связи в стандарте CDMA 2000, в ближайшем будущем решила сделать больший упор на продаже тарифов с мобильным доступом в сеть интернет, чем на голосовые безлимитные предложения. Ставка будет сделана на работающую сеть, которая при поддержке терминалов протокола EV-DO обеспечивает скорость до 600–700 Кбит/с.
Не менее амбициозные планы – глобальные планы и по развитию: компания обещает до конца 2007 года обеспечить скоростным выходом в сеть абонентов в 29 регионах, а до конца 2008-го покрыть связью всю лицензионную территорию в 69 регионах РФ.
Генеральный директор «Скай Линк» Гульнара Хасьянова оценивает общероссийский рынок мобильного доступа к интернету в 400 млн. долл. (по итогам 2007 года) и определяет свою долю на нем как равную 2%. Планы до 2011 года – 10% рынка, который, безусловно, вырастет минимум в 3–4 раза. Однако озвученный сценарий достаточно оптимистичный.
Пока оператору достаются тяжелые абоненты со значительным объемом трафика и дополнительными услугами (к примеру, VPN-доступ) – в структуре «Скай Линк» 30% абонентов подключены по корпоративным тарифным планам ТП. С течением времени, по прогнозу руководства компании, эта доля должна упасть до 20%, но абонентская база возрастет почти в 10 раз – с нынешних 475 тыс. человек до 5–6 млн. пользователей (к 2011 году). Рост в основном будет возможен за счет так называемых мобильных профессионалов, сотрудников свободных профессий, которые на собственные средства приобретают оборудование для своего мобильного офиса, обычно состоящего из ноутбука и портативного модема.
Несмотря на то что прогноз по абонентской базе несколько завышен, завоевывать новых абонентов «Скай Линк» планирует за счет усилий в нескольких направлениях. Во-первых, активные прямые продажи, причем не столько через сети по продаже цифровой техники и салоны сотовой связи, сколько через компьютерные магазины и салоны, интернет-магазины и даже бутики дорогих подарков (для этого подготовлено специальное предложение, состоящее из USB-модема, украшенного стразами, и безлимитного пакета услуг на год). Фактически оператор будет продвигать беспроводной доступ при покупке мобильных компьютеров – и не только в крупных городах, но и в областях рядом с ними, где дефицит кабельных операторов ощущается довольно явно (к примеру, в Московской и Ленинградской областях).
Во-вторых, оптимизация тарифной линейки федеральных предложений, введение пакетов трафика (до сих пор это сделал лишь «МегаФон-Москва») и внедрение безлимитного доступа в ночное время (будет реализовано уже в сентябре). Также пользователям постепенно будут предложены тарифные планы (ТП), где приобретение доступа в сеть интернет и минут для местных вызовов будет происходить пакетами – на полгода-год вперед.
И, в-третьих, привлечение пользователей уже к уже работающей сети скоростного доступа в интернет, в то время как операторы «большой тройки» только занимаются выбором поставщиков оборудования для будущих сетей 3G. В зависимости от региона у оператора есть разная фора – от нескольких месяцев (столичный регион, Санкт-Петербург, крупные города РФ) до нескольких лет (территория Сибири, Урала, Дальнего Востока).
А вот проект «пластикового роуминга», с помощью которого пользователь CDMA-терминала мог бы простым движением руки переставить свою RUIM-карту в GSM-терминал и отправиться в зарубежную поездку, пока остается без должного развития. Роуминг доступен только абонентам «Дельты-Телеком» (северо-западное отделение «Скай Линка»), где роуминговым брокером выступает «МегаФон». Договориться с родственной компанией, оператором МТС, пока не удается, видимо, по политическим причинам, ведь технические тесты на совместимость проведены еще в прошлом году. Возможно, ситуация изменится в лучшую сторону, если «Скай Линку» удастся заключить соглашение с крупным иностранным роуминговым брокером (скорее всего им будет Vodafone). Но произойдет это не раньше конца 2007 года.