Значительная часть ресурсов нервной системы отвлекается от управления автомобилем, как только человек снимает
трубку мобильника.
Источник: cache.smarthome.com
Автолюбители, которые пользуются телефонами во время движения, даже через гарнитуру hands-free, так же опасны, как и пьяные водители.
По данным ученых Род-Айлендского университета (США), значительная часть ресурсов нервной системы отвлекается от контроля дорожной ситуации и управления автомобилем, как только человек снимает трубку мобильного телефона. Активность коры головного мозга людей, подвергшихся исследованию, снижалась во время разговора по мобильному телефону на 29% – это ведет к ухудшению реакции на изменения дорожной обстановки даже более значительному, чем при уровне алкоголя в крови, превышающем разрешенную в США норму.
Более точными оказались их коллеги из Университета Вандербилта (г. Нашвилле, США). Они выяснили, что, когда человек управляет автомобилем и говорит по сотовому, мозг начинает выполнять две задачи одновременно. При этом разговор по сотовому является главной задачей, а управление автомобилем – второстепенной. В результате мозг начинает реагировать на второстепенную задачу на 300 миллисекунд медленнее, что приводит к снижению реакции на происходящие действия на дороге и зачастую приводит к ДТП.
Существуют и отечественные исследования на эту тему. Самое свежее провели специалисты научно-производственного объединения «Нейроком» в сотрудничестве с сотовым оператором «ВымпелКом». На этот раз проверяли внимание журналистов и профессиональных автогонщиков, которые выполняли тест-драйв и общались в это время по сотовому, а внимание их фиксировал специальный браслет, работающий по принципу детектора лжи.
Водитель в «умном» браслете ехал и принимал входящие вызовы – организаторы звонили ему на мобильный и задавали каверзные вопросы. В итоге человек вынужден был сосредотачиваться на ответах. В результате выяснилось, что водитель при этом обращает меньше внимания на то, что происходит вокруг. А ведь на реальной дороге еще и не такие нервные звонки бывают.
Выводы исследования неутешительны – практически все водители (за небольшим исключением) подвержены эффекту переключения внимания с управления автомобилем на разговор по мобильному телефону. Это объясняется личностными психофизиологическими качествами и опытом управления автомобилем. К примеру, у 9 водителей из 10 ослабляется контроль за дорожной обстановкой при одновременном ведении машины и разговоре по мобильному телефону в связи со снижением функции внешнего внимания. В среднем ухудшение внимания водителя, увлеченно разговаривающего по мобильному телефону, снижается примерно через 50 секунд после начала разговора по телефону. По окончании разговора концентрация внимания на управлении автомобилем тоже восстанавливается не сразу, в среднем через 1–2 секунды. Этого достаточно для того, чтобы в плотном городском потоке влететь в резко остановившийся автомобиль или не заметить пешехода.
К слову, гарнитура hands-free не снижает риск переключения внимания водителя с управления автомобилем на разговор по мобильному телефону – даже несмотря на тот факт, что свободны обе руки, реакция все равно замедленная. Аналогичные данные получили и в отделе профилактики травматологии Университета Сиднея (г. Перт, Западная Австралия) – исследователи опросили 456 водителей, попавших в автомобильные катастрофы, после которых требовалось медицинское вмешательство.
По мнению специалистов по безопасности дорожного движения города Park City (штат Юта, США), при разговоре непосредственно по телефону или через hands-free внимание водителя уменьшается на 50%. У таких водителей наблюдается сильная заторможенность, они не в состоянии быстро реагировать в экстренных ситуациях.
Напомним, что во время движения есть возможность использовать дополнительные услуги сотовой сети: автоответчик, услугу уведомления голосового вызова, голосовую почту, SMS и т.д. Все эти варианты позволяют быть на связи без риска попасть в дорожную аварию.