В конце минувшего года Россия вошла в список стран, преодолевших своеобразный технологический (и психологический) барьер: проникновение сотовой связи составило 101%. То есть количество номеров сотовой связи стало больше населения РФ. И все-таки на бытовом уровне россияне до сих пор уверены, что плата за сотовую связь могла бы быть и поменьше. Вполне естественное человеческое стремление.
Но, чтобы получить действительно достоверную информацию, необходимо найти какую-то точку отсчета, относительно которой можно было проводить адекватные сравнения. Именно такое исследование провела исследовательская компания – iKS-Consulting.
Несмотря на схожие размеры доходов и потребительское поведение, сотовая связь в Восточной Европе существенно дороже. Этот факт, естественно, находит свое отражение в таком интегральном показателе, как ARPU – среднемесячный доход с одного абонента. Расходы на сотовую связь в России находятся на одном из самых низких в Европе уровней, как в абсолютных, так и в относительных показателях (см. рис. 1).
«Исследования телекоммуникационного рынка наглядно отражают экономическую ситуацию в нашей стране, – подчеркнул в беседе с корреспондентом «НГТ», комментируя эти данные, Андрей Цуманов, директор по маркетингу телекоммуникационной компании «Караван». – Народу много, но денег у него нет. Премиум-сегмент, который мог бы дать импульс для развития сотовых операторов, не сложился. Поэтому мобильный телефон очень быстро превратился из привилегии в массовую услугу. Отсюда – высокий уровень проникновения сотовой связи и низкий ARPU».
Впрочем, аналитики iKS-Consulting популярность сотовой связи склонны в какой-то мере объяснять пассивностью бывших монополистов фиксированных сетей. Не случайно проникновение сотовой связи в странах Восточной Европы находится в пределах от 81 (Латвия) до 169% (Литва), в то время как фиксированной связи – от 20 (Румыния) до 33% (Эстония).
Но не надо забывать в этой связи, что рынок фиксированной связи в России имеет сложившуюся историю и поделен между крупными игроками. «В исследовании степень проникновения скорее всего недооценена, – считает Андрей Цуманов. – По нашим данным, сегменты, где присутствует спрос на услуги фиксированной связи, удовлетворены более чем на 80%».
Еще один важный аспект, отмеченный в исследовании, заключается в том, что именно сотовые операторы осуществляют значительные капиталовложения во всей отрасли информационно-коммуникационных технологий. Так, например, в России эти инвестиции составили, по данным iKS-Consulting, 66% от всех инвестиций в ИКТ. Впереди только Латвия – 68% и Чехия – 72% (см. рис. 3).
Вместе с тем в России – самый низкий уровень консолидации рынка сотовой связи. В большинстве стран присутствует два–четыре сотовых оператора, обслуживающих весь рынок (см. рис. 2). Как отмечается в исследовании, в странах Восточной Европы топ-3 сотовых оператора занимают от 97 до 100% рынка. В России же топ-3 оператора обслуживают 86% рынка при наличии более 50 сотовых операторов. «Несмотря на высокую концентрацию рынка, конкуренция на рынке сотовой связи является достаточно жесткой и способствует снижению ARPU, – приходят к заключению эксперты iKS-Consulting. – Поэтому можно ожидать, что в дальнейшем российский рынок будет укрупняться за счет объединения региональных операторов и развиваться по восточноевропейской модели».
Однако и в данном случае без учета национальной специфики, кажется, никуда не деться. По крайней мере наш эксперт Андрей Цуманов подчеркивает: «Низкие показатели консолидации говорят о том, что у крупных игроков есть простор для игр. Отсюда один из самых высоких показателей инвестиций. Крупные игроки прекрасно понимают, что развиваться можно или сейчас, или уже никогда».
Инвестиции в отрасль ИКТ, 2005 г. Источник: исследование iKS-Consulting, 2006 г. |
Доли топ-2 операторов, 1-е полугодие 2006 г. Источник: исследование iKS-Consulting, 2006 г. |
ARPU крупнейших операторов Восточной Европы, первое полугодие 2006 г., долл. Источник: исследование iKS-Consulting, 2006 г. |