Картридж с метанолом идеально подходит для обеспечения энергопитания ноутбуков.
Фото предоставлено пресс-службой компании Fujitsu Siemens
В свете последних событий, связанных с перегревами, возгораниями и даже взрывами ноутбуков по вине ионно-литиевых батарей, нельзя не вспомнить о новых альтернативных технологиях, которые, по мнению большинства специалистов, в будущем смогут дополнить или заменить традиционные на сегодняшний день аккумуляторные батареи. Речь идет о новых источниках питания – топливных элементах.
Согласно эмпирическому закону, сформулированному еще 40 лет назад одним из основателей компании Intel Гордоном Муром, производительность процессора каждые 18 месяцев увеличивается в два раза. Аккумуляторы же никак не поспевают за чипами. Их емкость, согласно оценкам специалистов, возрастает лишь на 10% в год.
Топливный элемент работает на основе ячеистой (пористой) мембраны, которая разделяет анодное и катодное пространство ТЭ. С двух сторон эта мембрана покрыта соответствующими катализаторами. На анод подается топливо, в данном случае используется раствор метанола (метиловый спирт). В результате химической реакции разложения топлива образуются свободные заряды, проникающие через мембрану на катод. Электрическая цепь, таким образом, замыкается, и в ней создается электрический ток для питания устройства. Такой тип топливной батареи получил название Direct Methanol Fuel Cell (DMFC). Разработки топливных элементов питания начались давно, однако первые результаты, которые дали повод говорить о реальной конкуренции с ионно-литиевыми аккумуляторами, были получены лишь в последние два года.
В 2004 году на рынке подобных устройств насчитывалось около 35 производителей, но о значительных успехах в этой сфере смогли заявить только несколько компаний. В январе Fujitsu представила свою разработку – батарея имела толщину 15 мм и содержала 300 мг 30-процентного раствора метанола. Мощность в 15 Вт позволяла ей обеспечивать работу ноутбука в течение 8 часов. Месяц спустя небольшая компания PolyFuel первой объявила о запуске в коммерческое производство тех самых мембран, которыми должны оснащаться топливные источники питания. А уже в марте компания Toshiba продемонстрировала прототип мобильного ПК, работающего на топливе. Производитель заявил, что такой ноутбук может проработать в пять раз дольше, чем ноутбук, использующий традиционную батарею.
В 2005 году компания LG Chem объявила о создании своего топливного элемента. На его разработку было потрачено около 5 лет и 5 млрд. долларов. В результате удалось создать устройство мощностью 25 Вт и весом 1 кг, подключаемое к ноутбуку через USB-интерфейс и обеспечивающее его работу в течение 10 часов. Нынешний, 2006 год также был отмечен рядом интересных разработок. В частности, американские разработчики из компании Ultracell продемонстрировали топливный элемент, обеспечивающий мощность 25 Вт и оснащенный тремя сменными картриджами с 67-процентным метанолом. Он способен обеспечивать питание ноутбука в течение уже 24 часов. Вес элемента питания составлял около килограмма, каждый картридж весил около 260 граммов.
Помимо того что метанольные батареи способны обеспечить большую емкость, чем ионно-литиевые, они не взрывоопасны. К минусам можно отнести их довольно высокую стоимость и необходимость периодически менять картриджи с метанолом.
Если топливные батареи и не заменят традиционные, то вероятнее всего смогут использоваться совместно с ними. По оценкам специалистов, рынок топливных элементов питания в 2006 г. составит около 600 млн. долларов, что является достаточно скромным показателем. Однако уже к 2010 году эксперты прогнозируют его трехкратное увеличение – до 1,9 млрд. долларов.