Базовая конфигурация сети интернет-ТВ.
Источник: материалы компании Cisco Sistems
Психологи давно отмечали своеобразный культурологический шок у детей после их первого контакта с «голубым ящиком»: «Мама (папа/бабушка/дедушка)! А дядя (тетя) в телевизоре меня тоже видит?!»
С недавних пор вполне вроде бы очевидный ответ на детский вопрос стал не таким очевидным. По крайней мере телекоммуникационные технологии определенно развиваются в сторону увеличения интерактивности в потреблении ТВ-сигнала.
Одним из знаковых событий, подтвердивших этот тренд, стал договор подписанный между американской телекоммуникационной компанией SBC и корпорацией Microsoft. Договор касается использования решений Microsoft в рамках нового сервиса – интерактивного телевидения, передаваемого по IP-сетям (IPTV). По сообщению агентства Associated Press, сумма сделки составляет 400 млн. долларов, контракт рассчитан на 10 лет. С помощью новых методов доставки телесигнала, SBС планирует предоставлять комплекс новых услуг, включающий предоставление желаемых телепрограмм по запросу от клиента и обеспечение различных интерактивных сервисов, включающих в том числе работу с интернет-службами обмена сообщениями посредством телевизора и запись нужных абоненту программ в его отсутствие.
В рамках модернизации сетей SBC, второй по величине телефонный оператор в США, намеревается к концу 2007 года заменить устаревшие медные кабели на оптоволоконные. Первых клиентов нового телевидения стандарта, получившего название IPTV, обещано подключить к концу 2005 года.
«Новое поколение технологий способно заменить практически все имеющиеся сегодня приемники телевизионного сигнала, – уверен президент российской инновационной корпорации «РИКОР холдинг» Армен Маграрян. – Если нынешнее телевидение предлагает одну статью доходов – рекламу, в платном телевидении добавляется дополнительная в виде оплаты каналов, то персональное интерактивное телевидение дает возможность получать более 25 различных статей доходов для телевизионщиков, телеоператоров, рекламистов, связистов».
Интернет-телевидение – это как раз тот случай, когда и Россия не отстает от Запада – ни идеологически (что, в общем-то, не новость), ни технологически. Тот же «РИКОР холдинг», например, недавно анонсировал выпуск опытной партии приставок, оснащенных технологией персонального телевидения.
Интерактивный цифровой ресивер нового поколения способен принимать телевидение высокой четкости (HDTV) со стандартом компрессии MPEG-4 и поддерживать формат вещания DVB-S2. Приставка оснащена функцией цифровой видеозаписи (PVR) и доступом в интернет, а также позволяет проигрывать и записывать DVD.
Но самое главное кроме традиционных интерактивных функций: расширенное телевидение, видео по запросу, «платежная система», – технология IPTV позволяет любому пользователю создавать своего рода собственный телеканал. Зрителю достаточно один раз указать свои предпочтения, чтобы в любое удобное время получать с десятков принимаемых каналов интересующие его фильмы и передачи. Приставка постоянно анализирует, что действительно понравилось пользователю, и в дальнейшем подбирает программы гораздо точнее.
«Разработкой «железа» и программного обеспечения для системы персонального телевидения непосредственно занималось научно-исследовательское подразделение «РИКОР холдинга», – рассказывает Маграрян. – Также в работе активное участие принимали известные компании STMicroelectronics и Seagate. Осенью 2005 года «жесткие» диски были успешно протестированы в лаборатории Seagate (Колорадо)».
А пока разработчики и производители систем IPTV продумывают различные маркетинговые ходы внедрения новой технологии в народные массы, интересно посмотреть, как выглядит потенциальный рынок потребителей IP-телевидения. Так, согласно исследованию, проведенному компанией «Директ ИНФО», общий уровень проникновения услуг платного телевидения среди домашних хозяйств Москвы в 2004 году был на уровне 5–6%.
В то же время, согласно данным опросов, самый высокий уровень проникновения имеет группа потребителей, пользующихся из дома широкополосным доступом в интернет. В этой группе проникновение услуг платного телевидения составляет около 22%. Вполне европейский уровень.
Результаты опроса показали, что в Москве существует устойчивый спрос на услуги платного телевидения и видео по запросу. Причем наиболее платежеспособными являются потребители, использующие дома широкополосный доступ в интернет. Эти домохозяйства являются наиболее привлекательными потребителями услуг ТВ, например, на основе широкополосного доступа и протокола IP (IPTV).
Что и требовалось доказать.