Аналитики прогнозируют: к 2008 году в Европе будет насчитываться до 8–10 млн. абонентов служб, связанных с передачей видео по широкополосным сетям (для сравнения: в 2004 г. таковых было менее 1 млн.). Это соответствует рыночному проникновению в 10–15% европейских широкополосных каналов передачи данных. Североамериканские и азиатские сервис-провайдеры также планируют внедрение служб передачи видео по широкополосным сетям. На фоне жесткой конкуренции в Европе уже в ближайшее время количество операторов, предлагающих услуги видео через DSL в той или иной форме (в виде ТВ-вещания или услуг по требованию), вероятно, возрастет – либо в кооперации, либо в «кооперенции» (новообразование от сочетания слов «кооперация» и «конкуренция») владельцами контента и медиакомпаниями. В дальнейшем же, как ожидается, операторы начнут добавлять к существующим услугам свой собственный контент. Своим видением перспектив развития ТВ-вещания через по нтернет-протоколу (IPTV) в беседе с корреспондентом «НГТ» поделился Андрей Радкевич – технический директор корпорации Lucent Technologies в России и странах СНГ.
– Андрей, какие мировые тенденции выявились за последнее время в развитии систем IPTV?
– В условиях, когда доходы операторов связи от предоставления голосовых услуг имеют тенденцию к снижению, технология предоставления услуг TV через IP (интернет-протокол) представляется одним из немногих возможных средств, которое поможет операторам не только предотвратить отток абонентов, но и позволит найти новые способы повышения доходности операторского бизнеса.
Аналитики выделяют три фазы в развитии IPTV. Первая фаза, которую можно было наблюдать уже в течение нескольких лет в Европе и Азии, связана с выходом на рынок платного телевидения операторов связи и появлением их первых предложений, практически повторяющих уже существующие на рынке предложения конкурентов. Вторая фаза развития IPTV связана с усовершенствованием сервиса «видео по запросу» как части общего предложения и появлением более привлекательных решений по выбору содержания и стоимости услуги, а также нового пользовательского оборудования. Этот этап только начинается, и 2006 год будет для него ключевым.
Третий этап, когда предложения операторов в области IP станут более зрелыми и они будут предоставлять более интерактивные услуги, начнется только после завершения модернизации сетей доступа и расширения зоны покрытия вкупе с улучшениями в технологиях компрессии. Согласно оценкам аналитиков отрасли, такая ситуация может сформироваться только через 2–3 года.
– Как вы оцениваете емкость отечественного рынка услуг интерактивного телевидения? Кто, на ваш взгляд, главный потребитель этого сервиса?
– Пока счет пользователей услугой IPTV идет на тысячи, говорить можно скорее о потенциальном рынке. Здесь можно принимать во внимание исследования, проводимые ведущими мировыми агентствами, которые предсказывают рост пользователей IPTV в мире от немногим более миллиона на конец прошлого года до примерно 40–50 миллионов в 2010 году. Учитывая общие планы по развитию этих услуг в мире, я бы оценил количество пользователей IPTV в России к 2010 году в 1–2 миллиона. При том что степень проникновения в России услуг как платного телевидения, так и высокоскоростного доступа в интернет по сравнению с соответствующими показателями США, Европы и Восточной Азии у нас пока еще очень низка, IPTV имеет все шансы стать настоящим катализатором этих услуг.
– Сказывается ли конкуренция со стороны других технологий передачи телевизионного сигнала – кабельное, цифровое ТВ – на развитии систем IPTV?
– Во всем мире конкуренты в лице поставщиков кабельного и цифрового телевидения весьма агрессивно реагируют на предложение услуг IPTV операторами связи. Это отражается и на их ценовой политике, и на их предложениях, в которых все больший акцент делается на расширение услуг по запросу и интерактивных сервисов. Они также поднимают цены на предоставление первоклассного контента, рассматривая IPTV исключительно как еще одну платформу для его распространения.
Безусловно, такая ситуация ставит бизнес операторов, выходящих с предложением IPTV на рынок, в довольно жесткие рамки: при том что капитальные и операционные расходы на предоставление этих услуг выше, чем для других услуг, а стоимость контента растет, маржа операторов остается небольшой. Как следствие этого – операторы будут выбирать в качестве платформы для предоставления услуг IPTV наиболее надежные и эффективные решения, позволяющие им снижать капитальные и операционные издержки в долгосрочной перспективе, а также соответственно выстраивать свои бизнес-модели, завязывая сервисы IPTV в пакетные предложения с другими услугами, делая их более привлекательными и тем самым защищая и увеличивая свои доходы.
– Ваш прогноз на ближайшую и более отдаленную перспективу? Билл Гейтс, например, заявил не так давно, что традиционное телевидение скоро вымрет.
– Однозначно можно сказать одно, IPTV будет развиваться. Для операторов это вопрос выживания на фоне снижающихся доходов за предоставление голосовых услуг. Отомрет ли традиционное телевидение, и как быстро это может случиться, я бы не взялся предсказывать. У нас есть все шансы увидеть, что будет происходить с традиционным телевидением с появлением IPTV.
– Какие программные и технологические решения по технологии IPTV, на ваш взгляд, пользуются наибольшей популярностью в России?
– IPTV – довольно сложное и комплексное решение, которое, если его реализовывать на сети оператора в коммерческих масштабах, предъявляет очень жесткие требования к сети оператора и содержит элементы инфраструктуры головного офиса, транспорта, доступа, клиентского оборудования, инфраструктуру хранения и распределения контента по запросу, собственно систему управления... При сегодняшней степени развития услуги и количестве пользователей рано говорить о популярности тех или иных решений. Скорее, происходит первое знакомство с технологиями, которые должны быть еще проверены временем и практикой.