Общая протяженность действующего оптоволоконного кабеля в мире – 90 миллионов миль.
Фото PetraSoft
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала отчет об уровне развития высокоскоростного интернета в 30 странах, входящих в ее состав. Оказалось, что Япония занимает первое место, обгоняя США, по количеству компьютеров (4,6 млн.), подключенных к Сети через волоконно-оптические линии связи (ВОЛС). А в Южной Корее количество пользователей ВОЛС выросло во второй пловине 2005 года на 52,4%. В этой связи уместно будет вспомнить замечание канадского социолога Маршала Маклюена, сделанное еще в середине 1960-х годов: «Электрические скорости создают центры повсюду. Периферии на нашей планете исчезают». Именно поэтому определение России как «либеральной империи» отдает шизофренией. Тут уж одно из двух: или ты строишь империю («вертикаль власти»), или обеспечиваешь своих граждан средствами коммуникации без всяких ограничений.
Не случайно в последнее время одно за одним пришли сообщения о рекордах в области сверхскоростной передачи больших объемов информации по оптоволокну. Сначала на Конференции по волоконно-оптической связи в Анахейме (США) ученые из «Лабораторий Белла» сообщили о проведении первой передачи данных со скоростью 107 гигабит в секунду на расстояние 400 км. Буквально через несколько дней японская компания Oki Electric Industry Co. Ltd. провела тестовую передачу данных со скоростью 160 Гбит/с на расстояние в 635 километров. При данной скорости пересылка на указанное расстояние 4 видеофильмов занимает одну секунду. (При стандартной технологии такая пересылка заняла бы 8 часов.)
Но сильнее всех смогли ускорить передачу данных по оптоволоконному каналу немецкие ученые из института «Heinrich-Hertz» совместно со специалистами японской компании Fujitsu. Данные были переданы на 160 км со скоростью 2560 Гбит/с. Такая скорость эквивалентна передаче информации c 60 DVD за одну секунду!
Не сильно преувеличивая, можно даже утверждать, что сегодня демократия измеряется километрами волоконно-оптических линий связи (ВОЛС). По данным UBS Warburg, в 2004 г. мировой объем производства оптоволокна достиг 113 млн. км. На долю США приходится около 55% общей протяженности сети оптических кабелей в мире.
В России самой развитой оптоволоконной сетью обладает оператор «ТрансТелеКом» – его 45 тыс. километров оптоволокна проложены вдоль железнодорожных магистралей. Конечно, тягаться с таким тяжеловесом непросто. Тем не менее в конце минувшего года другой оператор телекоммуникационных услуг, «Корбина Телеком», заявил о начале строительства новой волоконно-оптической инфраструктуры абонентского доступа в каждый московский дом. «Корбина Телеком» проложит в Москве оптоволокна общей протяженностью более 5 тыс. километров. (В настоящее время длина ВОЛС компании – около 1500 км.)
И вот независимый поставщик телекоммуникационных и интернет-услуг в России и СНГ компания «Голден Телеком, Инк.» объявила о введении в коммерческую эксплуатацию собственной ВОЛС на участке Москва – Нижний Новгород. (Инвестиции в проект – 4,5 млн. долларов.) «Для нас строительство ВОЛС – средство, но не цель, – заявляет Жан-Пьер Вандромм, главный управляющий «Голден Телеком». – Цель же – обеспечение широкополосного доступа в интернет. Рынок «широкой полосы» в РФ составляет 1 млрд. долларов, из них 25% приходится на частных лиц».
По данным iKS-Consulting, количество россиян, использующих широкополосный доступ в интернет, увеличивается ежегодно в два раза и к 2010 году достигнет 7,9 млн. человек. «То есть все технические новшества используются людьми с такой скоростью, как только они смогут добраться до этих новшеств, – справедливо считает Жан-Пьер Вандромм. – Если бы в РФ люди могли получить broadband (широкополосную сеть) по разумным ценам – 250–300 рублей в месяц, 7,9 млн. человек набралось бы гораздо раньше чем к 2010 году. Нет смысла использовать традиционную телефонию, если есть broadband».
И все-таки пока информационного «взрыва» на широкой полосе, подобного тому, что произошел в Южной Корее, Англии, Японии или в США, в РФ пока не предвидится. Скрестить империю с современными IT не получится. Если, конечно, мы не хотим плодить мутантов вроде АСУ ТП общегосударственного уровня, как в СССР. Задача тогда ставилась вполне конкретно: «┘создать общегосударственную автоматизированную систему сбора и обработки информации для учета, планирования и управления народным хозяйством на базе государственной сети вычислительных центров и единой автоматизированной сети связи страны» («Директивы XXIV Съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971–1975 годы»).
Но сама идея жестко централизованной общегосударственной системы учета и управления всего и вся была обречена именно потому, что электрические коммуникации противопоказаны империям. «Электричество не централизует; оно децентрализует <┘>. Электрическая энергия, одинаково доступная человеку как в фермерском домике, так и в номере люкс для важных чиновников, позволяет любому месту быть центром и не требует агрегаций», – отмечает тот же Маклюен. Другими словами, КПСС сама себе выдала заказ на изготовление оружия, которое и выстрелило в «советскую империю».
А все потому, что руководству страны как-то не верилось в то, что воспроизводство общества – это не воспроизводство особей, а воспроизводство коммуникаций.