Российский рынок контента после легкого спада, произошедшего год назад, медленно, но верно растет в цене. Общий объем продаж по итогам 2005 года подрос примерно до 340 млн. долларов, что составляет 20% по сравнению с предыдущими 12 месяцами. В 2006 году, учитывая рост объема потребления от мобильных пользователей, прирост окажется примерно таким же – и этому есть несколько причин.
При общем количестве контент-провайдеров в 3–4 сотни, только 10–15 из них достигают значимых объемов, позволяющих им контролировать свыше 60% рынка. Но при этом маркетинговым подразделениям ключевых игроков в большинстве случаев не ясны новые направления движения, есть определенный застой с поступлением новых медиаэлементов (работать с небольшими поставщиками контента крупные игроки по-прежнему не желают). Также в «подвешенном» состоянии остается вопрос о внедрении в России сетей третьего поколения (3G) и соответствующего контента к нему (видеоролики, трансляция видео, новые мобильные игры для новых терминалов и т.д.). Вместе с тем многие исследователи отмечают явное ухудшение репутации предоставляемых потребителю контент-услуг. Прежде всего это многочисленные ошибки запросов, излишняя рекламная активность операторов, умалчивание о стоимости услуг и фактическая негарантированность получения медиаэлементов. Все это в очень серьезной степени влияет на уровень доверия потребителей.
Лидером на рынке по-прежнему остаются логотипы и мелодии. По информации аналитического агентства J`son and Partners, на их долю по итогам 2005 года приходится 31%. Причем акцент смещается в сторону анимационных картинок и mp3-мелодий – сказывается рост производительности мобильных терминалов. А вот в доле рынка этот сегмент демонстрирует спад – потеря 9% за три крайних квартала года все-таки значима. За 2006 год этот сегмент рынка может сократиться до четверти.
Один из быстро растущих сегментов – мобильные Java-игры. Они занимают 18%. Несмотря на то что это является динамично развивающимся направлением (43% роста за 3 квартала года), все-таки наблюдается дефицит отечественных или как минимум переведеных на русский язык игр.
Замыкают первую тройку всевозможные TV-проекты (викторины, розыгрыши, тесты знаний), на долю которых приходится 17% рынка. Незначительный рост (1% в год) объясняется скепсисом центральных каналов к подобным сервисам. Только СТС и ТНТ в федеральном масштабе двигают свои sms-сервисы, а также wap-чаты с трансляцией в прямом эфире, остальные считают это не очень привлекательным рынком. НТВ, например, лишь совсем недавно стало предоставлять свой новостной сервис для абонентов, звонящих на короткий голосовой номер.
Развитие услуг мобильного маркетинга, одного из очень популярных сегментов рынка, хоть и показывает потрясающий рост в 280% процентов (оценка J`son and Partners), но занимает пока всего 6% в доле доходов контент-провайдеров. Порядка трети рынка приходится на промо-акции, второе место занимает интерактивная поддержка смежных каналов коммуникации (чаще всего – телевидение и печатные СМИ), третье место – более тонкая реклама «внутри» сервисов (к примеру, рекламные игры). Основные игроки на этом рынке – Sibius, PlasticMedia, I-Free, EMG и Brandmobile.
В 2006 году ожидается изменение структуры рынка контент-провайдеров. С одной стороны, произойдет снижение темпов их роста из-за увеличения стоимости «входа» на рынок мобильного контента (в основном на приобретение базы медиаэлементов и количество рекламных площадей), а также отсутствие независимых контент-агрегаторов. Намечается и изменение позиции лидеров рынка. С одной стороны – специализация ряда контент-провайдеров на отдельных сегментах рынка (Юник, SMS Media Solutions и т.д.), с другой – отсутствие четкой стратегии развития у ключевых игроков рынка.
Одновременно с этим в 2006 году российский рынок будет переживать период «смотрин»: большинство компаний разовьют бурную деятельность (или ее имитацию) для увеличения привлекательности в период возможной активности иностранных инвесторов. По оценкам экспертов, около половины провайдеров из ТОР-10 достигнет достаточной капитализации для продажи – можно ожидать серию сделок по смене владельцев. И, наконец, еще одна тенденция – расширение бизнеса для ключевых игроков в основном за счет географии покрытия, причем страны для развития будут в точности совпадать с экспансией основных партнеров – сотовых операторов.