– Дэвид, как можно описать структуру рынка контента сейчас?
– Растущий спрос на контент породил за прошедшие десятилетия масштабную глобальную индустрию с оборотом в миллиарды долларов. В более традиционных отраслях мы привыкли к разграничению между производителями конкретной продукции, ее оптовыми продавцами, розничными продавцами и конечными потребителями. В бизнесе, связанном с предоставлением контента, эти различия сильно размыты. Присутствуют, конечно, крупные игроки, которые обычно ассоциируются с предоставлением контента, – всемирные службы новостей, академические институты, производители кинопродукции и музыкальные продюсеры, но одновременно существует и значительное число меньших и менее известных или, возможно, более специализированных контент-провайдеров.
Еще более запутывает ситуацию то, что, тогда как большинство контент-провайдеров продает свой продукт провайдерам связи, например мобильным операторам, которые, в свою очередь, передают контент своим абонентам, весьма незначительное число контент-провайдеров может и зачастую предлагает контент напрямую абонентам. Кроме того, многие провайдеры связи сами собирают информацию и распространяют ее среди своих абонентов за плату или бесплатно.
– Кто основные игроки на рынке?
– По нашим оценкам, до 85% контента и информации на цифровых носителях и передаваемой с помощью цифровых систем (телевидение, радио, интернет и мобильные устройства) предоставляют, напрямую или опосредованно, соответствующие специализированные контент-провайдеры. Следует также отметить, что многие из самых последних коммуникационных технологий в значительной мере основываются на качестве контента, предоставляемого с их помощью абонентам для обеспечения признания рынком и завоевания его доли. Например, основное различие между разными провайдерами мобильных услуг третьего поколения в Западной Европе определяет присущее абонентам ощущение того, что оператор мобильной связи предоставляет лучший, более уместный или ценный контент. Таким образом, если контент-провайдеры рассчитывают при распространении своего продукта на провайдеров услуг связи, то не в меньшей степени верно и обратное.
По мере того как абоненты становятся все более искушенными и требовательными, а услуги мобильной связи третьего поколения и широкополосный доступ в интернет обычными и все более широко распространенными, не так уж трудно спрогнозировать сценарий, при котором контент-провайдеры окажутся доминирующей стороной во взаимоотношениях контент/системы связи. Это позволит тем контент-провайдерам, брэнды которых получили глобальное признание, добиться высокой степени признания рынком и, по существу, устанавливать цены, по которым провайдеры услуг будут покупать их контент. Движущими силами развития рынка контента, так же как и рынка конкурирующих коммуникационных технологий, будут в основном не провайдеры технологий и не провайдеры услуг связи, а провайдеры контента.
– Что ожидает мировой рынок контента в будущем?
– Непрерывное развитие в сегменте интернет-порталов, развитие и диверсификация Yahoo и MSN, изменение принадлежности провайдеров услуг связи и третьих сторон – провайдеров контента, что подтверждается недавним разделением между Gallup и CNN, а также ряд других менее известных событий, – все это предвестники соответствующих изменений в бизнес-моделях. Ключевые игроки на рынке позиционируют себя таким образом, чтобы использовать преимущества, предоставляемые новыми возможностями. По мере того как владельцы инфраструктуры занимаются поиском новых продуктов, позволяющих повысить прибыльность своих инвестиций, мейнстрим начинают составлять услуги «три в одном» и «четыре в одном». Многофункциональные возможности позволяют сочетать распространение контента (данных, видео и аудио) с объединением разнотипных услуг в пакет и разрабатывать инновационные и привлекательные структуры тарифов.
– Какова, на ваш взгляд, динамика взаимоотношений между сетевыми операторами и контент-провайдерами?
– По мере развития бизнеса они еще более переплетутся. В краткосрочной перспективе более сильны позиции сетевых операторов, но ситуация с большой долей вероятности изменится в пользу контент-провайдеров по мере их дальнейшего укрупнения, а также увеличения спроса на контент и расширения возможностей по получению контента. Большинство игроков согласятся с благоприятными перспективами контент-бизнеса. Правда, как и во всех сферах бизнеса, успешным предпринимателем окажется тот, кто в надлежащее время примет на себя просчитанный риск и кто обладает знанием возможного и вероятного развития рынка.