Наряду с эротическими картинками «для взрослых» и песенками про «бумер» вполне ощутимые деньги отечественным контент-провайдерам приносят, как это ни странно, и ошибочные пользовательские запросы. Когда медиаэлементы поставлять не надо, а деньги можно оставить себе.
К примеру, на телеэкране в течение 30 секунд демонстрируется слоган – «купи игру для мобильного всего за $2 – пошли sms со словом Igra на короткий номер хххх». По сути – публичная оферта, цена вроде бы не сильно большая, абонент пробует. Допустим, у абонента терминал черно-белый (до половины имеющихся терминалов в настоящее время на руках пользователей в России), не поддерживает Java (две трети терминалов), услуга «wap over gprs» не подключена (80% случаев). В итоге получается следующее. В ответ на sms ему придет, конечно, wap-ссылка на заказанный медиаэлемент, но воспользоваться ею он не сможет.
Есть и другой пласт ошибок – механические. Большинство запросов на медиаэлементы у нас воспринимаются как набор числовой комбинации (7–8 или даже 11 цифр) для отправки на четырехзначный «короткий» номер провайдера. Причем автоматическое определение типа сотового терминала пользователя происходит в редких случаях, поэтому ошибка на 1–2 или 3 цифры в коде приведет к тому, что пользователю придет картинка в таком формате, что на его дисплее она будет смотреться криво и косо. А поменять не получится – запрос считается выполненным. Аналогичная ситуация и с Java-играми.
Одна из последних тенденций на рынке – рост доли кастомизации телефонов. Таким мудреным словом называют графическое оформление дисплеев и заставок, то есть всевозможные картинки. На первый взгляд кажется, что картинку можно купить за ту цену, которую указывают производители, а именно – за 0,99 доллара. Но на самом деле чаще всего это не соответствует реальности. К примеру, анимационная картинка стоит в розницу 0,99 долл., ее вес – примерно 30 кб. К самой картинке добавляются 18% налогов – это будет уже 1,17 долл., а также стоимость трафика – если загрузка происходит по wap, то это – 0,08 долл. за 10 кб, то есть дополнительно 0,24 долл. за каждую картинку. Получается, что один медиаэлемент нам обойдется в 1,41 долл. И это только в том случае, если услуга доступа к мобильной сети передачи данных уже подключена (если нет – добавьте порядка 3 долл. за ее активацию).
Как это ни странно, но до сих пор сохраняется ситуация, при которой тарифицируется факт запроса, а не факт получения услуги. То есть банальный сбой, потеря связи, плохой «ханд-овер» (переключение между базовыми станциями при движении) – и закачка оборвана, надо все начинать сначала с отдельной оплатой за трафик. В итоге стоимость закачки одного медиаэлемента для абонента может и удвоиться, и утроиться. Кроме того, у нас нет разделения трафика на внутренний и внешний, как это принято за рубежом: скачивание файла из локальной сети оператора обходится значительно дешевле файла из «обычного» интернета или вовсе бесплатно – поэтому «у них» абонент платит за контент ровно столько, сколько видит в рекламном материале.
В итоге абонент оказывается абсолютно беззащитным: фактически, отдавая деньги, он покупает лишь вероятность (пусть даже и близкую к 95–98%) получения своего медиаэлемента.