Коллаж Владимира Липки, http://lipka.ru
Игорь Ашманов: «Спам – маргинальный канал для неудачников»
– Игорь Станиславович, в середине прошлого года вы продали свой «Спамтест», очевидно перспективную технологию. В сети оживленно обсуждалось это событие (http://www.spamtest.ru/weblog.html?weblogid=29897). Есть в этом блоге и ваши записи. Теперь, по прошествии времени, можете что-либо добавить?
– Там объяснены причины продажи и что именно эта продажа означает. В этом смысле ничего не изменилось.
– Отказавшись от дальнейшей разработки технологии фильтрации спама и даже передав вместе с технологией команду разработчиков, вы сосредоточились, в частности, на поисковой оптимизации. Сможет ли она составить серьезную альтернативу привычным спамерским письмам рекламного характера?
– Поисковой оптимизацией компания «Ашманов и партнеры» начала заниматься с 2001 года, раньше, чем фильтрацией спама. Но называть поисковую оптимизацию альтернативой спаму можно с тем же основанием, как и любую маркетинговую деятельность: баннеры, рекламные щиты на дорогах, ролики по ТВ. Да, все это составляет спамерам реальную конкуренцию. Однако никто из тех, кто размещает ролики на ТВ, рекламные щиты, заказывает поисковую оптимизацию или покупает баннеры на Яндексе, спамом не пользуется. Спам – канал для малого и очень малого бизнеса, находящегося в плохом денежном положении и слабо знакомого с интернетом. Спам – маргинальный канал для начинающих или неудачников. Как расклеивание объявлений на остановках. Даже раскладывальщики объявлений по почтовым ящикам имеют более солидных клиентов.
– Конкуренты на антиспамовом рынке известны. Кто наиболее опасен на направлении поисковой оптимизации? Тут ведь тоже есть и меры нелегального характера (накрутки и т.п.).
– Есть несколько категорий: специализированные компании (AdLabs, Текарт), оптимизаторы-одиночки, отделы оптимизации при веб-студиях или рекламных агентствах. Есть большая категория частных мастеров, которые применяют запрещенные поисковиками методы, – это фактически аналог спамеров.
Для нас, по сути, конкурентами являются только специализированные компании и масса частных мастеров-спамеров. Мы стоим особняком и являемся явным лидером на этом рынке, проводим две ежегодные конференции, издаем сборники, проводим ежемесячные семинары. В общем, пока мы – лидер и по доходам, и по цене услуг, и по известности.
Что касается накрутки и прочих черных методов, то этим занимается целый слой одиночек. Они мешают и нам, и поисковым машинам. По мере роста образованности клиентов от услуг черных оптимизаторов отказываются, ибо они опасны для бизнеса: мы постоянно разбираемся со случаями исключения из индекса поисковиков за черные методы продвижения у каких-то частных мастеров.
– В сентябре 2003 года несколько очень известных фирм (включая вашу) создали «Национальную коалицию против спама». Прошло два года. Эффективно ли работает коалиция?
– Коалиция работала довольно эффективно первые год-полтора: готовились проекты законов, проводилась конференция по борьбе со спамом. За это время острота проблемы спама у участников коалиции, да и у всех серьезных игроков значительно снизилась – были найдены средства борьбы. Практически все установили себе фильтры, научились защищать своих пользователей. Сейчас деятельность коалиции фактически заморожена: выпускается еженедельный журнал «Спамтест», вот и все, пожалуй. Мы сейчас ждем принятия антиспамерских поправок к закону о рекламе и т.п. Впрочем, я думаю, «Лаборатория Касперского» сейчас, возможно, оживит деятельность Коалиции.
– Эффективны ли в борьбе со спамом законодательные меры?
– И да и нет. Количество спама они практически не снижают, как показывает опыт США, но состав его меняется в более криминальную сторону (фишинг, «нигерийцы», лекарства без рецепта, порно). Кроме того, спамеры постепенно переносят техническую деятельность в страны третьего мира. Возможно, в долгосрочной перспективе законы помогут. Клиенты спама – малый бизнес. Им не мешало бы узнать, что это незаконно (для чего в России еще предстоит принять закон).
– Когда будет решена проблема спама для рядового пользователя?
– Опять-таки ответ двойственный. С одной стороны, никогда. Как никогда, наверно, не будут решены проблемы пыли, мусора или преступности. С другой стороны, фактически она уже решена, как и проблемы пыли, мусора: для рядового пользователя достаточно дешево сейчас снизить объем получаемого спама до приемлемых величин (скажем, в 20–30 раз). Да, придется купить «пылесос» или нанять «домработницу». Но это со всеми проблемами так.
Евгений Касперский: «Легальный спам – это стыдно»
– Евгений Валентинович, почему признанный авторитет антивирусного направления, «Лаборатория Касперского», решила расширить свой бизнес в направлении борьбы с интернет-мусором?
– Наши решения всегда защищали от вирусов, троянских и шпионских программ. Затем настала пора сетевых атак хакеров, спама и прочего электронного зловредства, действующего через интернет: нежелательный код и данные стремятся проникнуть внутрь системы, расплодиться там. Удовлетворяя естественное желание пользователей не собирать защитные системы по частям, а заказывать единое решение у одного производителя, мы и приняли решение расширить бизнес. Наши новые продукты дополняют антивирусную защиту антиспамом и персональным файрволлом. В подобном направлении движутся и наши основные конкуренты: Symantec, McAfee, Trend Micro.
– Какими критериями руководствовались при выборе антиспамовой системы?
– Естественными: цена, качество, удобство доставки. Технология «Спамтест» является единственной антиспам-технологией в России, имеющей отличное качество фильтрации, практически нулевое количество ложных срабатываний, опыт реальных внедрений (в том числе нашими специалистами: мы несколько лет лицензировали технологию, использовали в некоторых своих продуктах) и не требует тонкой настройки под конкретного клиента. Нам просто повезло, что подобный проект обнаружился в Москве и не пришлось перевозить сотрудников из города в город.
– Сохранится ли впредь возможность раздельного приобретения антивирусных и антиспамовых решений, появится ли интегрированное решение?
– Да и да. Интегрированное решение, использующее как старый добрый антивирусный движок, так и ядро антиспам-технологии уже появилось. Это «Kaspersky Security for Exchange 5.5».
Будет также продолжен выпуск самостоятельных антивирусных и антиспам-решений. В выходящем вскоре Kaspersky Anti-Spam 3.0 будут реализованы новейшие разработки команды проекта «Спамтест»: система обновлений в режиме реального времени, новое ядро фильтрации, увеличенное быстродействие, принципиально новый интерфейс и система сбора статистики.
– Конкуренты на антивирусном рынке известны. Кто наиболее опасен на антиспамовом направлении?
Но и процесс консолидации уже начался: Symantec купил Brightmail, Trend Micro – Kelkea. Вскоре можно ожидать, что на рынке защиты от спама останется ограниченное количество игроков. И скорее всего ими станут сегодняшние лидеры антивирусной индустрии, предлагающие интегрированные решения, хотя возможны и компании, разрабатывающие самостоятельные антиспам-технологии.
– Эффективны ли в борьбе со спамом законодательные меры?
– Безусловно да. Законами нельзя победить спам полностью, но спамеры потеряют большинство своих заказчиков, а именно – легальный бизнес. Естественно, что мошенники пользоваться услугами спам-рассылок не прекращают, но таких же меньшинство! В России на поклон к спамерам идут частники и небольшие компании, где нет денег на нормальную рекламу. Принятие антиспамерского законодательства весь (или почти весь) подобный спам остановит.
Но до сих пор спам в России легален. Стыд и позор! Неужели наши законодатели не пользуются электронной почтой? Не знают о существовании и количестве спама у нас – и антиспамерских законов в странах цивилизованных?
– Когда будет решена проблема спама для рядового потребителя?
– Примерно тогда же, когда будут решены проблемы хулиганства футбольных фанатов, квартирных краж и наркомании – НИКОГДА. Спам – это бизнес. Неважно, легален он или нет: когда он нелегален – его просто меньше, но он от этого не исчезает. И никуда не денутся Буратины и лисы Алисы; и если в реке водятся караси – то всегда будут рыбаки, удящие их на (почтового) червя.
Так что картинка будет примерно следующая:
– спамеры и интернет-мошенники, которые в корыстных целях распространяют мусорные письма;
– пользователи, на которых постоянно валится мутный поток спама;
– «компетентные органы», которые с переменным успехом ловят и отсаживают;
– и, наконец, антивирусные и антиспам компании, создающие универсальные и/или специальные средства борьбы с почтовым мусором.При этом следует учесть, что 100-процентного технологического решения проблемы спама нет и в ближайшем будущем не предвидится. По мере улучшения антиспамерских технологий совершенствуются и методы рассылки спама.
Если рядовому пользователю, скажем, Mail.Ru, защищенному Kaspersky Anti-Spam, в почтовый ящик ежедневно «стучатся» сотни спамерских сообщений, а реально к нему попадает максимум несколько штук – это, конечно, сильно облегчает его жизнь. Да и мою тоже – я не могу себе представить работу с электронной почтой, если бы в мой ящик ежедневно падало несколько сот спамерских писем. Я бы, наверно, обзавелся чернилами и гусиным пером. Шучу, конечно, но на специально обученную антиспам-секретаршу, фильтрующую почту перед прочтением, пришлось бы разориться.