Когда в середине октября 2005 года Apple представило публике свой новый плейер iPod, никто и подумать не мог, что это не просто новый продукт, а новый этап в создании персональной цифровой вселенной. Устройство отличается от своих предшественников тем, что может проигрывать на экране видеозаписи – модели с цветным экраном существовали и ранее, однако могли показывать только фотографии.
И вот британский новостной телеканал Sky News впервые в этой стране начал новостное видеовещание с помощью так называемого «подкастинга» – подготовки видеосюжетов, которые можно скачать через интернет и смотреть затем при помощи портативного видеоплейера. На веб-сайте канала предполагается выкладывать для всех желающих обзоры текущих мировых событий и итоговые еженедельные программы. До этого момента пользователям предлагали только «нарезку» из TV-шоу и музыкальных клипов.
Маркетологи вполне справедливо полагают, что в ближайшее время следует ожидать возрастания популярности видеоподкастинга. Apple уже открыла видеораздел при своем онлайновом музыкальном магазине iTunes Music Store, чуть раньше об аналогичной инициативе объявила компания Google. Обе компании планируют продавать музыкальные видеоклипы, сериалы и другие программы – цена за клип для США составит традиционные 1,99 долл., для Великобритании – 1,89 фунта, а эпизоды популярных телесериалов ABC будут стоить также 1,99 долл.
Однако указанные возможности – только часть грядущей информационной революции. Дело в том, что сейчас для управления плейером iPod необходимо наличие компьютера – самостоятельно работать с сетью он не может. Следующий, вполне прогнозируемый шаг – добавить в iPod модуль беспроводного доступа Wi-Fi и минимальные возможности по управлению загрузкой видеосюжетов и музыки. При таком расширении один или несколько новостных каналов могут заключить договор с какой-либо крупной сетью точек беспроводного доступа (хот-спотов) для создания принципиально нового канала медиавещания – сразу на мобильные устройства пользователей. Технически это несложно – хот-спотов в США, Великобритании и Европе десятки тысяч, а модуль в устройство инсталлировать вполне по силам, добавили же Wi-Fi в цифровые фотоаппараты без серьезного увеличения их веса и стоимости.
Тарификацию подобного сервиса можно взять из уже имеющихся в маркетинговом арсенале – скорее всего, это будет абонентская плата за время подписки без учета трафика, поскольку сами сюжеты по определению весить много не могут. Ну а с внедрением «дальнобойного» Wi-Max количество пользователей этой услуги возрастет многократно. Не секрет, что продукты iPod занимают, по разным данным, от 70 до 80% мирового рынка mp3-плейеров: с 2001 года их было продано более 30 млн. Вполне возможно, Apple даже переживет свое второе рождение и новый «золотой век», как это было в начале 80-х годов прошлого века.