Как показывают исследования зарубежных компаний (к примеру, «Consumer Behavior 2005»), на высокотехнологичных и развитых рынках сотовой связи, люди готовы тратить больше времени на просмотр мобильного телевидения, чем на чтение газет. К примеру, пользователи Южной Кореи тратят на мобильное телевидение в среднем 61 минуту в неделю, а на чтение газет – около 42 минут. Самый популярный контент мобильного телевидения в Южной Корее сейчас – новости (19,2%), фильмы (14,5%) и музыка (14,4%). Причем 45% зрителей мобильного телевидения – молодые люди в возрасте 20–30 лет.
Однако российским сотовым операторам такие показатели пока не грозят – недостаточно развиты технологии передачи данных. Однако в 2006 году все федеральные операторы сотовой связи введут у себя подобные услуги.
У всех российских GSM-операторов услуга мобильного телевидения ориентирована только на владельцев смартфонов – это весьма небольшая категория абонентской базы. К примеру, первым эту услугу ввел столичный «Мегафон». Обладая самой современной (но не самой разветвленной и емкой) сетью передачи данных в Москве, он смог предоставить некоторому количеству пользователей услугу мобильного телевидения еще в 2004 году. Как отмечает советник генерального директора «Мегафон-Москва» Роман Проколов, эта услуга сегодня пользуется популярностью у владельцев «продвинутых» телефонов (порядка 20 моделей) – молодежи и бизнес-абонентов.
Другие федеральные операторы торопиться не стали – только 10 марта 2006 г. МТС ввел в коммерческую эксплуатацию «Мобильное ТВ» в ряде областей Центрального региона (Белгородская, Брянская, Курская, Липецкая, Орловская) со стоимостью подписки в 3 долл. за телеканал (wap и gprs-трафик оплачивается отдельно). У пользователей есть возможность смотреть живое видео на смартфонах с операционной системой Symbian и установленной программой RealPlayer.
«БиЛайн» пока выжидает, одновременно наращивая технические мощности. Как отмечает Юлия Остроухова, пресс-секретарь службы по связям с общественностью ОАО «ВымпелКом», запуск мобильного телевидения будет организован в 2006 году в столичной сети оператора, транспортом будет служить протокол EDGE.
Отдельная ситуация со «Скай Линком». После старта скоростной технологии передачи данных EV-DO мобильное телевидение было продемонстрировано Северо-Западным отделением компании на телекоммуникационной выставке «Норвеком» в феврале 2006 года. «Мобильное ТВ» работало хорошо – на скорости в несколько сотен килобит в секунду картинка была качественной и красивой. Фактически услуга позволяет абоненту смотреть телепрограммы на своем телефоне. Конечно, принципиальных отличий в позиционировании услуги не будет – также трансляции в режиме реального времени и видео по запросу для высокодоходных пользователей. За счет более высокой скорости по сравнению с EDGE очень может быть, что у «Скай Линка» будет более качественная картинка – во всяком случае, экраны терминалов Ubiquam U-300 и Pantech 550c, которые подойдут для этой услуги, достаточно большие и яркие.
Но проблема распространения услуги связана с заменой аппаратов – для EV-DO пока подходит только Ubiquam U-300 за 500 долларов, и в коммерческую эксплуатацию еще не введена платформа поддержки мультимедийных решений BREW (ввод в строй – ориентировочно первый квартал 2006 г.). Кроме того, для получения на телефоны мобильного телевидения необходимо будет установить на терминалы, купленные до начала марта 2006 г., специальную программу-клиент, причем сделать это будет возможно только в офисах оператора.
А вот наполнение контентом обещает быть разнообразным – сейчас трансляция в тестовом режиме поддерживает только «Первый канал», но в будущем медиапартнером скорее всего выступит Стрим-ТВ, поэтому пользователям будут доступны 4 канала собственного производства, а также кабельные и спутниковые каналы, коллекция видеороликов и, возможно, услуга виртуального видеомагнитофона – запись по требованию с любого канала или просмотр архива новостей.
Кроме технических особенностей для пользователя важен и вопрос цены. За мобильное телевидение в сети столичного «Мегафона» надо платить порядка 20 долларов, а остальные операторы пока не знают, как тарифицировать эту услугу. Возможно, это связано с тем, что ни один оператор не умеет технически отличать трафик мобильного телевидения от другого трафика из сети интернет, поэтому для пользователей этой услуги вводятся и будут вводиться специальные «заградительные» тарифы, которые включают в себя предоплаченный трафик по не самой доступной цене.
Источник: данные Lucent Technologies