У федеральных операторов уже есть тарифы для студентов, работников fashion-индустрии, милых дам, молодежи, сотрудников правоохранительных органов... Скорее всего эта группа пополнится тарифами для бизнесменов, мужчин, школьников и т.д.
Фото Артема Жите
Количество свободных пользователей сотовой связи в столичном регионе заканчивается. Проникновение номинально уже перешагнуло далеко за 100% (реально – примерно 70%), поэтому операторы выходят на рынок с новыми тарифными предложениями, в надежде собрать мигрирующих абонентов под своим крылом. Посмотрим, чего ожидать от pre-paid тарифов в самом ближайшем будущем.
Во-первых, ценовой демпинг – в новом тарифном плане «Мегафон-Москва» под названием «Мобильный» стоимость звонков на телефоны сотовых операторов московской лицензионной зоны – 3 центра с налогами, правда предложение действительно до 30 апреля 2006 года. Еще раньше эту новацию опробовали в БиЛайн, когда прошлым летом предлагали всем желающим говорить по 2 цента в минуту после 3-й минуты разговора в тарифе «Бум» – сейчас условия скорректированы и разговор с третьей минуты стоит уже 4 цента (без налогов), но все равно выгодно. Временная акция есть и у МТС – до 31 мая общаться можно за 1 цент в минуту (без налогов), правда только с тремя любимыми номерами абонентов МТС Московского региона (стоимость добавления каждого любимого номера – по 50 центов).
Во-вторых, стимулирование к общению внутри сотовых сетей. Дело в том, что между федеральными компаниями сотовой связи коммуникации обычно устанавливаются достаточно быстро – за счет этого организовать «стыковку» сетей проще – у всех единообразное оборудование и технические специалисты. Поэтому входящие звонки от сотовых «домашнего региона» уже давным-давно бесплатны для всех pre-paid и контрактных абонентов – за счет примерно единой цены внутри любой сети операторы производят расчеты по принципу взаимозачетов, платя только за превышение трафика своими абонентами каждый месяц. Как следствие таких договоренностей – цена на звонки «на сотовые» будет постепенно снижаться. Отдельно будут быстро и резко падать цены на звонки «мобильный–мобильный» внутри только своей сети – всевозможные «близкие» или «любимые» номера. Себестоимость минуты общения такого типа составляет несколько десятых цента, поэтому зазор для снижения цены вполне есть. Да и мигрирующие абоненты (доля которых достигает 10–15% от абонентской базы) обычно покупают выгодные контракты не только для себя, но и для близких, что увеличивает абонентскую базу и позволяет хорошо выглядеть в глазах инвесторов.
В-третьих, реализация закона о бесплатных входящих чуть изменит ценообразование для звонков с городских номеров на мобильные. С одной стороны, у оператора останется возможность брать плату «за соединение» – центов 10–15 за разговор, который в среднем длится до 10 минут. С другой стороны, будут повышены цены на звонки с мобильных на городские – таким образом компании будут компенсировать себе возможное нежелание проводных операторов идти на сотрудничество в плане разделения доходов. Ведь платить теперь будет инициатор звонка – абонент «проводного» терминала своему оператору связи.
В-четвертых, в скором времени мы сможем наблюдать широкое многообразие тарифов, заточенных специально для целевых групп. У федеральных операторов уже есть тарифы для студентов, работников fashion-индустрии, милых дам, молодежи, сотрудников правоохранительных органов (закрытые группы абонентов), а также специальные тарифы только для доступа в интернет или отправки sms. Скорее всего эта группа пополнится тарифами для бизнесменов, мужчин, школьников и т.д. – четкое позиционирование позволит вычерпать подобные целевые группы до конца.
В-пятых, в тарифах будет больше пакетных предложений. К концу 2006 – началу 2007 года голос постепенно будет терять свои позиции как основной продукт сотовых сетей, в тарифы будут включать сотни sms, mms, пакеты gprs-трафика, услуги позиционирования и подписку на каналы мобильного телевидения. Попытки сделать подобные предложения есть и сейчас, но более значимые усилия в этой области еще только ожидаются.
В-шестых, на первое место выйдут программы лояльности. Не секрет, что для привлечения нового абонента надо потратить в 5–6 раз больше денег, чем для удержания уже существующего. Именно поэтому бонусные программы станут тотальными (скидки на платежи – самый простой способ достичь увеличения среднего платежа), скидки будут предоставляться не новым (как это чаще бывает), а «старым» абонентам со стажем, надеемся, исчезнут штрафы за расторжение договора на скидки, операторы будут дотировать новые абонентские терминалы.