Во всем мире насчитывается примерно 300 виртуальных операторов, однако перспектив у компаний такого типа в России пока немного. «Виртуальные операторы появляются, когда еще есть свободная емкость и еще не самый низкий тариф – а эта ситуация в России уже пройдена, – считает Николай Прянишников, исполнительный вице-президент ОАО «ВымпелКом». – Крупным сотовым операторам в России такая схема работы невыгодна – сети у нас загружены, а тарифы и без того очень низкие. А все значимые рыночные ниши, как нам кажется, крупные федеральные операторы смогут освоить самостоятельно. Возможно, для сетей третьего поколения (3G), когда они будут построены, предпосылки сотрудничества с виртуальными операторами будут».
Более оптимистичен Алексей Ничипоренко, первый заместитель Генерального директора ОАО «МегаФон». По его словам MVNO как вид бизнеса может быть вполне успешным. «Но важно понимать, – отмечает Алексей, – что каждый бизнес оценивается с точки зрения его влияния на рынок. На Западе, например, виртуальные операторы появлялись там, где сети основных операторов имели большой запас емкости, который оказался невостребованным. В таком случае продажа трафика оптом виртуальному оператору и получение прибыли – оптимальное решение. В России ситуация иная – у нас нет сетей с такими резервами, чтобы было выгодно их продавать. Поэтому для MVNO необходимо найти свою нишу – это может быть компания, предлагающая уникальную на рынке нишевую высокотехнологичную услугу для ограниченной целевой аудитории».
Другая возможность, по словам первого заместителя генерального директора ОАО «МегаФон», – создание виртуального оператора крупной корпорацией с разветвленной филиальной структурой и с численностью сотрудников в сотни или тысячи человек. В таком случае компания оказывает услуги только своим сотрудникам и получает существенную экономию на оплате услуг связи. При этом крупные игроки рынка мобильной связи, ведущие операции в большом количестве регионов, могут создавать MVNO в особенных случаях. Например, в регионах, где емкость рынка составляет порядка 200 тыс. человек, а развертывание собственной сети обойдется оператору примерно в 5 млн. долларов, создание виртуального оператора на базе местной действующей сети позволяет экономить финансовые ресурсы и время. К тому же в таком случае «виртуал» не прибегает к обвалу цен, ведущему к разрушению рынка.
Отечественные телекоммуникационные компании не очень верят в будущее «мобильных виртуалов». Как показал наш мини-опрос, скепсис вызывает бизнес-модель перепродажи услуг базового оборудования, что, надо признать, вполне очевидно. По словам Сергея Горбунцова, аналитика компании J’son&Partners, на сегодняшний день модель MVNO фактически не используется в России. Причин тому две. Первая – отсутствие законодательного определения, а соответственно и правил подключения и деятельности виртуальных операторов, вторая – скептическое отношение крупных операторов связи. Однако в мире в 2006 году число абонентов виртуальных операторов достигнет 200 млн., для России же этот показатель может варьироваться от 30 до 50 тыс. абонентов.