Виртуальные операторы – естественная ветвь развития рынка сотовой связи.
Фото предоставлено пресс-службой Intel
Еще несколько лет назад, когда отечественный рынок сотовой связи только начинал свое бурное развитие, никто бы и не подумал о том, что у бизнеса мобильной связи есть и виртуальная составляющая. Виртуальный оператор (по-английски MVNO) – по сути, операторская компания, предлагающая подписку на услуги мобильной связи и сами услуги, но при этом не владеющая необходимым для этого частотным ресурсом; разрешением на частоты владеет основной оператор (host-оператор).
Есть несколько вариантов существования таких компаний.
В первом варианте (начальный уровень развития) оператор не имеет своей сетевой инфраструктуры, во втором – имеет большую или меньшую часть инфраструктуры, по крайней мере биллинговую систему, и в третьем варианте (высокий уровень развития) оператор имеет полную сетевую инфраструктуру, такую же, как и обычный оператор, за исключением базовых станций и, соответственно, не имеет собственного частотного ресурса. Первые два вида компаний можно отнести к сервис-провайдерам: они имеют договоры с действующими операторами и предоставляют услуги связи, ссылаясь на них. Третий тип операторов более самостоятельный. Они имеют свой код сети, свой брэнд и заключают договоры от своего имени. В этом их отличие – и чисто техническое, и юридическое.
В настоящее время виртуальные операторы первого и частично второго уровня работают только в столице – это «Гарс Телеком», CountryCom, Matrix Telecom и Центральный телеграф (под маркой «Мегател»).
Первопроходец этого рынка – компания «Корбина Телеком», которая продавала услуги DAMPS-сети «ВымпелКома», перешла из второго уровня на третий и сейчас строит собственные сети передачи данных и покупает сторонние компании в регионах. Но это компании «старого типа» – их бизнес состоит только в перепродаже трафика «базового» оператора и заработке на небольшом спектре дополнительных услуг и марже из-за разницы оптовой и розничной цены голосового трафика.
Больше шансов имеют компании третьего типа – оператор, входящий в холдинг «Евросеть», и компания «Народный мобильный телефон» (создана в июле 2004 г. при поддержке правительства Москвы). Эти операторы имеют вполне реальные планы построения компании, у которых будет своя сетевая инфраструктура, свои коммутаторы, все атрибуты сетей мобильной связи, включая свой собственный код мобильной сети (MNC), возможность предоставлять национальный и международный роуминг.
Но для начала коммерческой эксплуатации виртуальных операторов третьего уровня необходимо решить несколько первоочередных вопросов. Во-первых, юридическая база. С одной стороны, законодатели считают, что для получения лицензии виртуальным операторам достаточно правовых оснований уже действующего Федерального закона «О связи», постановления правительства РФ от 28 марта 2005 г. №161 «Об утверждении Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия», а также постановления правительства РФ от 18 февраля 2005 г. №87 «Об утверждении перечня наименования услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий».
Однако, по мнению представителей Мининформсвязи, для получения такой лицензии необходимо еще согласовать ряд вопросов. К примеру – типовой договор между виртуальным и базовым оператором, процесс перевода абонентов «виртуала» к базовому оператору при невозможности продолжать деятельность виртуального оператора.
Во-вторых, есть свои опасения у базовых операторов. В частности, неясны вопросы с расчетом потребляемых ресурсов – при лавинообразном росте абонентских баз «виртуалов» это может серьезно осложнить работу отдельных сегментов сети базового оператора. Конечно, вся абонентская база «виртуала» будет формально учитываться в численности абонентов базового оператора, но в таком случае расходы на привлечение одного абонента в сеть «виртуала» будут значительно меньше, а у базового оператора – недополученная прибыль.
В-третьих, есть ряд вопросов у компаний-«виртуалов». К примеру, возможный ценовой сговор базовых операторов на услуги связи, что сделает невозможным прибыльную работу на этом сегменте рынка.
Однако, как оказалось, плюсов все-таки больше. Для «виртуалов» это шанс за сравнительно небольшие деньги (не надо строить собственную сеть) получить бизнес-возможности обычного сотового оператора. Для базовых операторов – возможность привлечь абонентов из множества рыночных ниш, до которых им либо не удалось, либо просто лень «дотягиваться» своими ценовыми предложениями, создание MVNO с собственным участием для вынесения в него бизнеса рискованных новых услуг, чтобы уменьшить угрозу своему брэнду в случае неудач.