На базе платформенной технологии для ноутбуков будет создано целое поколение новых тонких и легких устройств, призванных обеспечить беспрецедентную мобильность и более продолжительную автономную работу от батарей.
Фото Intel
Маркетологи уже давно прогнозировали: мобильные компьютеры (ноутбуки) становятся «горизонтальным продуктом», то есть мигрируют в сегмент потребительской электроники (consumer electronics). Во всем мире, и в России в том числе. Так, по данным компании Rover Computers, еще в 2004 году дало о себе знать изменение структуры сбыта мобильных ПК: 28% продаж ноутбуков этой группы компаний было сделано через ведущие российские торговые сети – «Ашан», «М.Видео», «Мир», «Техносила», «Эльдорадо», – а не через специализированные компьютерные салоны.
Впрочем, специализированные торговые сети цифровой электроники быстро отреагировали на эту тенденцию. По крайней мере один из крупных игроков в области ритейла компьютерной и цифровой техники, компания «Белый Ветер – ЦИФРОВОЙ», входящая в состав концерна «Белый Ветер», в 2005 году инвестировала более 10 млн. долларов в развитие своей розничной сети. «Выработав и оттестировав ключевые форматы, мы убедились в правильности выбранной нами концепции магазинов, в основе которой – более глубокий ассортимент техники, справедливые цены, высокий уровень сервиса и удобство совершения покупки, – комментирует эти данные президент концерна Юрий Дубовицкий. – В 2006 году торговая сеть сделает основную ставку на освоение регионов».
Что интересно: по информации, предоставленной нам пресс-службой концерна «Белый Ветер», «значительно увеличилось число покупателей, готовых одновременно приобрести сразу несколько комплементарных товаров (телевизор и DVD-плеер; компьютер и монитор), поэтому немаловажным фактором в выборе магазина становится возможность совершения такой «комплексной» покупки»...
У того же «Белого Ветра» по сравнению с 2004 годом в 2005 году объемы продаж ноутбуков в натуральном выражении выросли на 82%. Наиболее популярными у российских покупателей в минувшем году были ноутбуки Acer, Sony и Fujitsu Siemens Computers (в 2004 году тройку лидеров возглавляли ноутбуки марки iRu, за ними шли ноутбуки Toshiba и RoverBook).
Наиболее популярными в 2005 году по-прежнему были ноутбуки с процессором Pentium M (Centrino) – 46,8% от общего объема продаж ноутбуков (в шт.). Однако значительно (на 25,1% по сравнению с 2004 годом) выросли продажи ноутбуков на базе процессора Celeron M, доля продаж которых составила 29,5%. Еще одна тенденция минувшего года – выпуск на рынок ноутбуков в ценовой категории менее 1000 долларов. Это не могло не отразиться на потребительских предпочтениях клиентов сети. Если в 2004 году чаще всего покупались ноутбуки стоимостью 1000–1500 долл., то в 2005 году наиболее популярными были ноутбуки стоимостью менее 1000 долл. (их продажи составили 34,7% от общего объема продаж в 2005 году).
А в итоге, по оценкам Gartner Group, в последнем квартале 2005 года в России продажи ноутбуков возросли в два раза, достигнув 440 тыс. штук. Для сравнения: продажи настольных ПК за этот же период выросли всего на 11% (1,26 млн. штук). По словам Роба Конуэя, главного исполнительного директора ассоциации GSM, «мировой объем продаж ноутбуков в 2006 году составит более 60 миллионов штук».
Ноутбуки – это как раз те устройства, которые вроде бы специально созданы для удовлетворения принципа «комплементарности». Воспроизводить потоковое аудио или предварительно загружать музыку и быстрее конвертировать аудио-CD в формат MP3; смотреть ТВ высокого качества на экране своего мобильного ПК, в котором реализована поддержка TV-тюнера и персонального видеорекордера, или на вход подается внешний сигнал; поддержка функций для обработки трехмерной графики высокого качества – все это уже сегодня вполне совместимо в одном мобильном устройстве.
Кроме того, популяризации мобильных вычислений способствует и быстрое расширение областей, охваченных технологиями беспроводной связи, позволяющими подключаться к интернету везде где угодно: число установленных во всем мире точек беспроводного доступа (хот-спотов), совместимых с системами на базе технологии Intel╝ Centrino╝ для мобильных ПК, уже превышает 80 тысяч. Мало того, на прошедшем в феврале в Барселоне очередном всемирном конгрессе 3GSM, было объявлено о новой инициативе: представители ассоциации GSM Association (GSMA) и корпорации Intel интеграции технологий мобильной связи в ноутбуки и обеспечения непосредственного подключения ноутбуков к глобальным сетям мобильной связи. Это позволит автоматически подключаться как к сетям мобильной связи третьего поколения во всем мире, так и к Wi-Fi-сетям с использованием обычных SIM-карт.
В этом году, судя по всему, начнется массированная экспансия на рынок ноутбуков на основе двухъядерных процессоров – технология Intel╝ Centrino╝ Duo для мобильных ПК (ранее носила кодовое наименование Napa). Эксперты ожидают, что на базе этой платформенной технологии для ноутбуков можно будет создать целое поколение новых тонких и легких устройств, призванных обеспечить беспрецедентную производительность и более продолжительную автономную работу от батарей. (Только одна техническая подробность: транзисторы процессора Intel Core Duo размещены на кристалле размером 90,3 кв. мм, то есть на одном квадратном миллиметре в среднем расположено 1,7 млн. транзисторов. А в некоторых блоках микропроцессора – таких, как, например, кэш-память – плотность транзисторов достигает 10 млн. штук на кв. мм.)
И еще одна важная тенденция «ноутбукостроения»: мобильный ПК становится важен не просто сам по себе. Фактически эти устройства сегодня исходно позиционируются как узелки глобальной компьютерной сети. Недаром в мобильные ПК на основе технологии Intel╝ Centrino╝ Duo уже на стадии проектирования заложена поддержка спецификаций Cisco Compatible Extensions (таких как LEAP, EAP-FAST и CKIP). То есть обеспечивается совместимость с новейшими инфраструктурами от Cisco для беспроводных локальных сетей.
Но даже ноутбуки с процессором на «расщепленном» ядре – это только начало. Уже заявлено, что в 2007 году появятся ПК на четырех ядрах. Так что маркетологам вряд ли удастся долго пребывать в расслабленном состоянии.