Как нам стало известно, в ближайшее время в Государственной Думе РФ начнет работу рабочая группа по изучению вопроса естественного монополизма в области связи. Если называть вещи своими именами, то это малоафишируемое событие, по сути, – один из самых революционных шагов за последние 10 лет в области либерализации рынка связи.
Рабочая группа создается при Комитете по энергетике транспорту и связи ГД РФ. В ее состав войдут ведущие юристы, представители общественных организаций, участники рынка связи. Как сообщил в беседе с корреспондентом «НГТ» председатель совета некоммерческого партнерства «Центр исследования проблем развития телекоммуникаций» Вадим Белов, партнерство, представляя интересы крупнейших операторов фиксированной связи, заинтересовано в создании такой группы. «Дело в том, что связисты давно озабочены проблемой существующих неравных условий конкуренции, которые обусловлены прежде всего устаревшими законодательными актами, – пояснил Вадим Белов. – Например, Закон «О естественных монополиях» был принят в 1995 году. Я сам был одним из его соавторов, и на тот момент закон соответствовал ситуации на рынке. Но с того времени отечественный рынок телекоммуникаций кардинально изменился, и настало время поменять и механизмы определения монополии».
Прежде всего речь идет об изменении самой структуры рынка связи в России. Даже неспециалисту сегодня очевидно, что в некоторых регионах количество пользователей сотовых компаний существенно превышает количество пользователей связи фиксированной. По данным Министерства по информатизации и связи РФ, за прошлый год было введено в эксплуатацию свыше 2,4 млн. номеров в сетях фиксированной телефонной связи и около 50 млн. номеров в сетях подвижной радиотелефонной связи. На 1 января 2006 г. количество абонентов мобильной связи достигло 120 млн. и увеличилось за год в 1,7 раза. Например, в Москве на 100 жителей приходится 131 мобильный телефон, а в Санкт-Петербурге – 114. Но парадокс состоит в том, что естественными монополистами в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» в этих регионах признаются традиционные операторы фиксированной связи. И одно только это уже ставит их в неравные условия с другими операторами.
По словам первого заместителя председателя Комитета по энергетике, транспорту и связи Государственной Думы РФ Владимира Горбачева, основной недостаток в регулировании деятельности естественных монополистов – то, что выявление операторов связи – субъектов естественной монополии, осуществляется регулирующим органом без проведения необходимого анализа товарного рынка и оказываемых на нем услуг связи. Это в целом снижает конкуренцию и тормозит развитие отрасли. «Нам нужно пересмотреть подходы в проведении этих процедур», – подчеркивает Горбачев.
Действительно, конкуренция на рынке связи сегодня возросла многократно, и преимущество в условиях конкуренции, как правило, имеет тот оператор связи, который предоставляет более разнообразный спектр услуг, проводит более гибкую и оперативную тарифную политику. И это вполне объяснимо, ведь пользователя волнует прежде всего качество предоставляемого соединения и цена, которую он за него платит. В этом смысле фиксированная и мобильная связь могут считаться взаимозаменяемыми услугами. Это подтверждается и статистикой: сегодня количество пользователей сетей мобильной связи как минимум в три раза превышает количество пользователей связи фиксированной. При том, что никто не относит операторов мобильных сетей к естественным монополистам.
По мнению экспертов, на высокодоходных территориях (города-миллионники: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и другие) конкуренция очень высокая. И к таким территориям не могут применяться методы регулирования, которые применяются к тем территориям, где нет конкуренции. Между тем нынешняя практика регулирования естественных монополий в области связи основывается исключительно на стереотипе, что оператор фиксированной связи – единственный монополист на рынке услуг связи. Именно поэтому эксперты позитивно оценивают создание специальной рабочей группы в Госдуме РФ. «Мы готовы помочь депутатам и провести необходимые исследования и анализ товарных рынков услуг связи, так как имеем значительный опыт подобной работы, проводя исследования по наиболее актуальным проблемам, в решении которых заинтересованы все операторы», – отмечает Вадим Белов.
Надо отметить, что за рубежом проблеме антимонопольного регулирования рынка связи и телекоммуникаций тоже придается первостепенное внимание. И там уже выработаны эффективные и вместе с тем демократичные методы государственного регулирования. Например, в Германии в соответствии с законом о телекоммуникациях (принят в июне 2004-го года) все операторы связи находятся в равном положении по отношению к регулированию. И для регулирования в отношении компаний используется только один термин – «компания со значимой рыночной силой». Тарифы именно такой компании подлежат регулированию. Причем до того, как этот «ярлык» будет повешен на компанию, регулятор проводит анализ рынков каждые два года.
Очевидно, что чем дальше, тем большее влияние на ситуацию с антимонопольным регулированием телекоммуникационного рынка будет оказывать и появление новых технологий. Так, по данным аналитической фирмы Frost and Sullivan, технологии нового поколения для сетей разного типа позволяют операторам уже сегодня приступить к реализации стратегий объединенных фиксированных и мобильных сетей (fixed-mobile convergence, FMC) и даже замены фиксированных сетей мобильными (fixed-mobile substitution, FMS).
Это может оказаться удобным для многих операторов связи во всем мире, но в докладе F&S подчеркивается, что новые возможности открываются и для чисто мобильных европейских операторов – таких как Bouygues, O2 и Vodafone, которые смотрят в сторону FMS, заботясь при этом о том, чтобы новые технологии вроде WLAN не пошли в ущерб существующим службам. В заявлении менеджера по исследованиям в сфере ИКТ компании F&S Дженнифер Фройхауф говорится: «FMC – это медленная тенденция, но за ней стоит фундаментальный сдвиг с далеко идущими последствиями для операторов связи всех типов».
Источник: исследование Информационно-аналитического агентства 'Сотовик'